Принципы обучения в начальном периоде
I. Тенденция к раннему обучения обязывает педагога учитывать возрастные особенности мышления и восприятия ребенка: остроту, впечатлительность, эмоциональность, преобладание процессов возбуждения над торможением, короткие периоды слухового внимания, моторную активность и гибкость, конкретность воображения, а также добросовестность в выполнении заданий, быструю утомляемость от однообразия и др. Поэтому музыкально-дидактический принцип обучения маленьких детей - это принцип игры, сказки; привычных детских действий (движений). Любое понятие должно иметь яркий, понятный образ, характер, действовать и быть задействованным в игре. II. Принцип «комплексного метода» воспитания позволяет обеспечить гармоническое развитие личности ребенка и задействовать все уровни психической организации ребенка и его восприятия: 1) в интеллектуальной сфере: а) сенсомоторное восприятие (упражнения, движение, звукоизвлечение, координация); б) пространственно-слуховое восприятие («слышу-запоминаю»); в) пространственно-визуальное восприятие — «звук-видеоряд»-(картинка), («вижу-слышу-запоминаю); г) понятийно-логическое восприятие («вижу-понимаю-запоминаю», «вижу-слышу-понимаюприменяю») и конечный вариант: «знаю - понимаю - слышу -играю- слышу - понимаю - корректирую (потому, что знаю)»; д) эмоциональное восприятие: яркость образов музыки побуждает ребенка к самостоятельному процессу, рождает желание повторить, таким образом влияя на е) мотивационно-волевую сферу, побуждая заниматься, стараться наилучшим образом воспроизвести музыкальный материал. 2) включение всех видов разнообразной деятельности ребенка в процесс обучения: а) практическая деятельность - психотехнические упражнения, игры, движения, звукоизвлечение, «собственно манипуляции с предметом» - самостоятельное исполнение; б) познавательная деятельность - «вижу, слышу, переживаю, запоминаю, повторяю» много нового, интересного музыкального материала; расширение музыкального кругозора; в) художественно-эстетическая деятельность ребенка обусловливается глубиной впечатлений от музыки и развитием его исполнительских, артистических навыков, пониманием музыкального языка и осознанным исполнением; г) коммуникативная сфера ребенка хорошо развивается в групповой форме обучения: возможность сравнивать свои действия, согласовывать; мобилизовывать ресурсы для лучшего исполнения; в классе действует реальная атмосфера: «исполнитель-слушатели» — что создает привычку «работать на сцене»; д) духовно-ценностная деятельность — создание у ребенка чувства своей значимости для слушателя, и ответственности за качество исполнения, что помогает стимулировать весь потенциал умственных, волевых, духовно-образных, двигательных способностей и формировать внутреннюю направленность личности и систему ценностей в будущей деятельности в качестве музыканта. Принцип «комплексного подхода» проявляется как в отдельном упражнении, в отдельном произведении, так и в построении отдельного урока (развитие нескольких навыков). III. «Спирально-веерный» принцип в построении как целого педагогического процесса, так и отдельной темы, или урока: а) «целостная картина» (например, интервалы: знакомимся со всеми — учим «итальянский счет», характер и попевку каждого интервала; затем следующий этап); б) «детализация» — закрепление на конкретном музыкальном материале наиболее характерных интервалов (например, Соколова «Баба страшная Яга» — закрепление секунды, квинты и октавы) и т.д.; в) возвращение к «целостной картине» на новом витке знания; закрепляем все интервалы (например, Артоболевская «Вальс собачек»; на более сложных пьесах: Майкапар «В садике»). IV. Принцип обучения строится на строго профессиональной основе: а) все теоретические понятия обозначаются двойным названием: «шаги-доли», «такт-квартира», «квинта-медуза», «субдоминанта-бабушка», «министр-доминанта» и т.д.; б) при звукоизвлечении все движения руки, кисти, запястья, пальцев называются на профессиональном языке, принятом в детской практике: вниз рука — «вдох», вверх рука — «выдох», «шалашик-свод», «браслетик-запястье», «фонарики-пястные косточки» и т.д.; в) акт обучения строится: — получение новых знаний, — трансформация знаний, перестройка, — оперирование новым знанием (упражнение, конкретное действие), — проверка адекватности знаний (вопросы, игры, упражнения — «обманки», пьески), — оценка: за радость свершения трудной работы побудить ребенка испытать свои силы в полном поглощении самостоятельной работой — сначала в классе, потом дома. V. Обязательные понятия, формируемые в процессе обучения: 1. «Выше-ниже» (на слух и на клавиатуре) 2. Строение клавиатуры, полутон, тон, диезы, бемоли 3. Доли («шаги»), длительности, паузы; дуоли, триоли, пунктиры (на слух и в записи) 4. Лад: тоника, тональность, ступени лада, функции лада; трезвучия с обращениями 5. Звукоряды и их аппликатурные принципы: симметрия, параллелизм; позиция, подкладывание, перекладывание 6. Гамма, аппликатурные позиции; хроматическая гамма 7. Основы звукоизвлечения: нон легато, легато, стаккато и их обозначения 8. Динамика и ее варианты (ближе-дальше): f, p, mp, mf, <, >; 9. Темпы - «Кони» — «модерато — 80 км», — «аллегро — 120 км», — «адажио — 60 км», — «ленто — 48 км», — «гравэ — 40 км», — «престо — 160 км» 10. Интервалы и их аппликатурные принципы; обращения интервалов 11. Размер, такт, тактовая черта; сильная доля 12. Основные жанры (песня, колыбельная, марш, вальс, полька, галоп, менуэт, дуэт, этюд, пьеса) 13. Мотивы, фразы, элементарные формы - 2-х ч., 3-х ч. 14. Ключи, нотные станы, акколада, реприза, фермата, ноты, лига, «лига-хорей» 15. Подбор по слуху, транспорт, варьирование, элементарное сочинение, аккомпанемент, ансамбль 16. Квинтовый круг тональностей; количество диезов и бемолей 17. Украшения: форшлаг, группетто (опевание), мордент 18. Полифония - контрапункт, канон, имитация 19. Чтение с листа, навык разбора VI. Период начального обучения условно можно разделить на этапы: 1-ый «ознакомительный» (подготовительный) 2-ой «донотный» 3-ий «обучение нотной грамоте» 4-ый «репертуарный, исполнительский» VII. Значение подготовки педагога к уроку; роль наглядных пособий; целенаправленность в выборе репертуара для ребенка, репертуара для слушания; значение качественного, выразительного показа и пения педагога.
Донотный период обучения I этап - «ознакомительный» (подготовительный) Цель: сформировать у ребенка правильные представления об инструменте, о звукоизвлечении, о главных музыкальных понятиях и терминологии (названиях); дать положительные установки на мотивацию и необходимость действий; дать первоначальные упражнения на релаксацию и тренировку мышечного тонуса игрового аппарата, развитие слуховой наблюдательности. Варианты начала урока: «Мы хотим быть пианистами, артистами! Мы хотим быстрее научиться играть, — мы должны освоить гимнастику пианистов! И одновременно послушаем какие замечательные пьесы мы будем вскоре играть! Мы должны владеть своим телом свободно; разогреем ножки! Послушаем музыкальные шаги!» 1. Звучит марш (Прокофьев, Шостакович, Лонгшамп-Друшкевичова и др.), дети с педагогом маршируют; задания — хлопать доли-шаги, бубном выделять «громкую» сильную долю; посчитать на 4 шага; громко топнуть на сильной доле; те же задания но в разных темпах: «Сядем на коня аллегро — 120 км, престо — 160 км» и т.д. 2. «Музыкальные вопросы и ответы» (Д - Т) попевки на пентахорде: — «Чем мы будем хлопать?» (Д) — «Ручками» (Т) — «Чем мы будем топать?» (Д) — «Ножками» (Т) — «Чем мы будем слушать?» (Д) — «Ушками» (Т) — «Как тебя зовут?» (Д) — «Петя» (Т) — «Ласково зовут?» (Д) — «Петенька» (Т) — «Ласково зовут?» (Д) — «Танечка» (Т) и т.д. 3. «Запишем шагами-долями в тетради свои имена». | | | | | | Та — неч — ка Ле — ноч — ка 4. Знакомство с инструментом. Фортепиано, рояль. — Фортепиано — «громкотих» и «король» — рояль; — клавиатура — «клавиши-ключи» к струнам, где живет звук (открыть крышку рояля, дети стоят на стульях и «трогают» струну во время звучания; сильный эффект от вибрации струны особенно в низком регистре, струна «щекочет» пальчик); — обратить внимание на длину струн в разных «регистрах-голосах»; — посчитаем длину звука в нижнем регистре, затем в среднем, в высоком; сравним счет; — обратить внимание на «молоточек», «демпферы», их взаимодействие; — «Рыба Глиссанда» поднималась быстро вверх и опускалась вниз на дно — показ; как звучит знакомая песенка в нижнем регистре, и как в верхнем регистре и т.д.; — понятие «верх на клавиатуре — вправо», «вниз — влево» через образ «кит и птичка» (глубоко — низко, тонк— высоко); — строение клавиатуры. Ребенку лучше видно сверху, поэтому обязательно стоя на стуле увидеть: «2 черные скалы», «3 черных головы дракона»; «поздороваемся и чуть погладим их» — а) «до-ди, ре-ди» — утром, когда поднимаешься вверх, «ре-ба, ми-ба» — вечером, когда опускаешься вниз (играть «перелеты» плавной рукой; глаза ребенка первыми делают «перелет»!); б) «фа-ди, соль-ди, ля-ди» — вверх «соль-ба, ля-ба, си-ба» — вниз играть правой и левой рукой отдельно, затем по очереди; играть стоя (а не сидя). 5. Аккомпанемент на черных клавишах к песне «Калинка-малинка», «Заинька, повернись» и др. 6. Разучивание песенки («Едет, едет паровоз» или «Белка пела и плясала» и др.). Пение, хлопки, прыжки; форте, пиано; по очереди, допевая; в разных темпах. 7. Знакомство с ладами: мажор — минор (Мажоры пели веселые песни, миноры — «бедные», пели грустные песни). «Лад — это когда все звуки между собой ладили». Определять на слух когда звучит песенка в мажоре, когда в миноре. 8. Психофизические упражнения: «Березка», «Мельница», «Художник-маляр» — на стене, под музыку (например: Черни-Гермер Этюд № 28, Кабалевский «Клоуны», Филипп «Колыбельная»). Материал урока можно переставлять, видоизменять; комплекс заданий можно повторить в течение 2-3 занятий, пока материал не будет усвоен достаточно прочно. На последующих занятиях повторяя, закрепляя предыдущий материал, преподаватель вводит новые понятия и задания. 1. Слушание музыки, определение ее характера, лада. «Какое движение хочется сделать под эту музыку?». Можно совместить с психотехнической подготовкой и одновременно сделать соответствующие упражнения под музыку (Марш, полька, колыбельная, вальс). 2. Понятие диссонанса («Страшный брат, сердитый, жесткий»). Понятие консонанса («Добрый, любил консервы кушать», «Красивые песенки пел»). Примеры: Ё. Накада «Танец дикарей», И.С. Бах ХТК I т. Прелюдия До-мажор. «Как бы пел песенку («Маленькой елочке...») Диссонанс? Сыграть с секундами мелодию и аккомпанемент. «Как бы пел песенку Консананс?». И т.д. 3. Ноты и звуки. Ноты живут на линейках и оживают, когда мы их поем. Звук имеет длину. а) Игра в «клубочек звука» - ребенок «берет» звук (поет) и тянет нитку из мешочка, пока звучит голос. Нитка вытягивается до 2-3 метров; следующий ребенок поет, движется и тянет нитку, как голос закончился - нитка обрывается. б) Затем понятие — «голос умет подниматься и опускаться». Из оторванной нитки выкладываем «музыкальные волны» и голосом движемся «по ниточке», показывая рукой «выше-ниже». 4. Понятие громко-тихо. «Форте — медведь, громче всех кричит», «Пиано — маленькая птичка, пела очень тихо, или комарик» (поют песенки на форте и на пиано). 5. Игра в «ритмический телефон» (ритм выученной песенки дети по очереди «передают друг другу). 6. Запись длинных и коротких звуков палочками. «Короткие палочки, чтобы не потеряться взялись за ручки»: на доске нарисовать «хвостики» и как они превратились в «перекладины». Запись попевок палочками-длительностями:
Та, та, два ко — та два о — бод — ран — ных хвос — та Слоговая система счета: четверть — «та», восьмые — «ти-ти», половинная — «та-а», целая — ле-е-е-ев или «та-а, та-а». Дома родителям необходимо приготовить несколько кругов из цветной бумаги, одинаковых по размерам (5-6): 1-ый — оставить «целым»; 2-ой разрезать на «половины»; 3-ий разрезать на «четверти»; 4-ый разрезать на «восьмые»; 5-ый разрезать на «шестнадцатые». Ребенок выкладывает песенки с помощью «цветных» длительностей в относительной высоте. Затем складывает половинку — из четвертей, затем из восьмых и т.д. 7. Усложняется подготовительный комплекс психофизических упражнений, готовящих ребенка к игровым навыкам. — «За партой», — «Мусульманская молитва», — «Замок» (впереди себя; сзади), — «Кисточки художника», — «Веер», — «Шалашик» и «Змейка», — «Раз-два, острова!», — «Крабы», «Поцелуи», — «Лианы», «Висячие мосты», — «Журавлик с журавлятами» или «Цапля», — «5-ый учится держать спичку». 8. Навыки звукоизвлечения. а) Нон легато («отыскивая звуки», «перелеты») — необходимо делать всей рукой («как крылом»), мягко опускаясь на клавишу до дна; следить за «запястевой рессорой», которая «первая опускается и первой поднимается»; обращать внимание на звуковой результат (сравнить с жестким «грубым» звуком) - звук должен быть «полным», «мягким», «певучим», «тягучим» и т.д. В работу включать обе руки (по очереди). Подобрать попевки — на одном, двух, трех, четырех звуках и т.д., постепенно задействуя весь звукоряд (сб. Соколова «Ребенок за роялем», Артоболевская «Первая встреча с музыкой»). II этап — собственно «донотный» плавно вытекает из I-го. Цель: Активизация слуха — пение, подбор, транспорт. Изучение музыкального языка. Освоение первоначальных элементов техники. Формирование понятий на основе разнообразных действий, «манипуляций с предметом» и его «индивидуализации» - персонализации. 1. Развитие ладового слуха: — понятие тоники («королевы, «устойчивой, которой все звуки кланялись», «последнее слово всегда у нее»); — «формирование уверенности через «обман» — «можно здесь закончить песенку?», «Нет», «А так?». Звук всегда «мертвый», но когда у него есть «дом» — этаж — «ступень», то он имеет характер и становится «живым» (устойчивым или неустойчивым). «Ожидание» тоники воспитывает слух. Играть в разных тональностях T-S-D, а дети допевают Тонику; — понятие тональности — «это государство, мажорное или минорное, где правила определенная Тоника». Пение попевок, песенок: с пропусками, по очереди; допевание Тоники; подбор в другой тональности; — понятие альтерации — это «страна Альтерация», где жили диезы и ходили с лестницами, помогали звуку быть повыше; и жили бемоли и ходили с креслицами и помогали звуку быть пониже (отыскивание звуков с диезами и бемолями). И только «злые» белые малые секунды «принц Си-дор» и «принцесса Ми-фа» от голода съели свои диезы и бемоли и им приходилось «выкручиваться» друг за друга; — понятие «звукорядов» — маленькие «змейки», либо «если звуки встали в ряд — получился звукоряд». 1 этап — пение — сольфеджирование (развитие интонационного слуха) трихорды — «трое ходят»; петь вверх, вниз; в различном темпе, ритме, с вариациями; с хлопками, притопами, прыжками, аллегро, ленто; стоккато-прыгато, легато-лизато, со словами и «музыкальным языком», в мажоре, в миноре, на Т—Д—Т; и т.д.: «До ре ми, до ре ми — к Мишке зайчики пришли»; «до ре ми ре ми ре до — интересное кино»; «ре ми фа, ре ми фа — не ходите без шарфа»; «ре ми фа ми фа ми ре — дайте зайчику пюре» и так все трихорды, тетрахорды («с тетрадками в школу ходили») — «До ре ми фа - на дворе растет трава» (развитие дикции предполагает в последующем активное развитие слухо-моторного навыка); пентахорды («с пеной на голове») — так же все пропеваются, дети с удовольствием придумывают слова сами, а в последствии и ритмические варианты; также гексахорды (любили «кексы»). 2 этап - через несколько уроков, ребенок начинает играть: трихорд — 2, 3, 4-м пальцами правой и отдельно левой рукой 2 3 4 (вниз); — дать понятие симметрии — играть (на черных) попевку «Сидит Кот у ворот, мур-мур-мур, он поет» — 2-мя руками в расходящемся движении, затем в параллельном; — постепенно переходить к игре 2-мя руками трихордов с ритмослогами «апельсин, мандарин»; далее включаются в работу отдельно каждой рукой, затем вместе тетрахорды, пентахорды, гексахорды (можно по Ганону). Закрепление аппликатурных принципов в симметрии и в параллельном движении 2-мя руками. 2. Развитие гармонического слуха. — Интервалы (жили в музыкальном лесу, похожи на своих соседей: трихорды — ходили, а интервалы прыгали на «крайних ножках»). Принцип обучения «от общего к частному», поэтому слушаем и поем «итальянский счет» (Левая рука на звуке «до», а правая строит интервал вверх; дети поют и играют: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава). Затем характеристика каждого интервала и музыкальный пример. — Секунды — большие (1 тон) были белые, черные и с разными лапками; «не очень голодные»; — малые (1/2 тона) 2 белые (принц и принцесса), остальные черно-белые; все голодные и злые, как колючки, их любил братец Диссонанс подбрасывать Консонансу (музыкальные примеры — как можно «испортить» песенку, либо «Ежик» Кабалевского). — Терции: «трещали», им было по 3 года, были очень милые и добрые: — малые (минорные); — большие (мажорные); — «ложные терции» (это «раздувшиеся» секунды «си бемоль - до диез»). (Черни-Гемер Этюд 8; Гнесина Этюды из «Азбуки» Черни 740 №10 Этюд). — Кварты — жесткие, как черепахи, «каркали», «картавили», «квакали», все были чистые (2 белых «камушка» внутри) и только «уродец» — тритон — не был похож на остальных и разрешался в сексту («раздувался») «фа-сик». — Квинты — «медузы» с 3 проглоченными рыбками, которые просвечивались и болтали между собой (будущее упражнение на полифонический слух). Квинты — чистые; среди них один «уродец» — «уменьшенная» квинта «си-фак» и т.д. Ребенок играет интервалы в виде переноса руки через октаву («Радуги», «Перелеты»), одной, затем двумя руками по очереди; на интервалах закрепляются аппликатурные навыки и принципы. Начинать: секунды белые 1 и 2-ым пальцами «с колечком»; секунды черные 2 и 3-им пальцами; терции белые 2 и 4-ым пальцами; терции черные 2 и 4-ым пальцами; терции «белая + черная» 1 и 3-им пальцами правой руки; терции «черная + белая» 3 и 1-ым пальцами левой руки и т.д.; кварта - 1-4, либо 2-5; квинта - 1-5. — Закрепление материала в игровой форме - сказка «Теремок» - педагог играет интерлюдии, дети — героев сказки с ритмослогами (секунда — мышка, терция — зайчик, кварта — лягушка и т.д.). — Музыкальный материал: Соколова «Баба страшная Яга», Артоболевская «Вальс собачек» и др. пьесы. — Самостоятельное творчество: «трихорды поехали кататься на квинте» («сочиним маленькие этюды»). — Обращение интервалов («злые в злых», «добрые в добрых»). 3. Развитие функционального гармонического слуха. — Понятие трезвучия — это «музыкальная семья», состоящая из главных, устойчивых ступеней лада («королевства»). — Понятие «обращение-превращение» («кувыркались через голову как интервалы»). Помочь ребенку с помощью цветных карандашей, пуговиц (рука перемещается при помощи приема «перегруппировки» пальцев) естественнее для правой руки перемещение сверху вниз, а для левой — снизу вверх. — На каждом этаже в государстве жила своя семья. I — Тоника, II — Стражник вводный, VII — уменьшенный вводный, на III — семья Медианты, на IV — семья Субдоминанты (бабушки «бывшей Королевы»), V — Министр, муж Тоники. — Дать понятие о развитии: сравнить Т35-Т35-Т35-Т35?! «Ничего не происходит?». И другой вариант — T—S—D—T; что произошло с музыкой? «Она стоит на месте или...?!». «Развивается» — «Двигается». Главный «мотор» музыки — это движение — тяготение функций («Ходили и «фукали» на всех, кто их не узнавал в лицо»). Варианты Т—VI (племянница-сирота) —S-K46-D7-T (в виде аккордов, хоралов, фигураций, в различных размерах). — Понятие «отклонение» — «это когда Тоника завернула в соседнее королевство и вернулась домой». — Понятие «модуляции» — «это когда Тоника домой не вернулась» (варианты — «произошла революция», «Тонику увезли в замок Доминанты и он стал королем»). Слушание музыки, анализ партии левой руки («где все происходит»). Дети рисуют все ступени и их главных «героев» по соответствующему цвету: Тоника — в синем платье, Доминанта — в красном, Субдоминанта —- в желтом (цвет осени), стражники — в «зеленых мундирах», III — голубое и розовое, VI — желто-голубое, Кадансовый — в малиновом камзоле — брат Тоники, адмирал, защитник Королевства, «выходил и кричал: «пора кончать!». — Все ступени — жители королевства любили себя украшать бантиками — группетто (или телохранителями), для «остроты» — с альтерацией. Играть трезвучие с украшениями I, III, V ступеней (левой рукой — квинту, или трезвучие без украшений). Также о мордентах. 4. Звукоизвлечение «легато». Требуются предварительные упражнения: — «Как ходит журавль?» — «Долго стоит на одной ноге и помахивает крыльями», потом мягко переступает на другую ногу и т.д.; — упражнение «на стене» - перенос веса тела на «запястья» — затем на пальцы-подушечки и в обратном порядке; — на рояле: по два звука — со словами: «Милой маме», по 3 звука «Яркое солнышко», по 4 звука «Тетрахордик в школу ходит» и т.д. Темп медленный, следить за подъемом пальца и переносом веса руки в этот палец, плечо и рука свободны (можно сделать проверку — «желе»); — играем хроматическую гамму: вначале осваиваются ее элементы — «си-до-до диез», «ми-фа-фа диез» (1-2-3-2-1), левой рукой - «до-си-си бемоль» вниз, «фа-ми-ми бемоль» (1-2-3-2-1); затем зона 2-х черных, 3-х черных (3-1-3-1) клавиш. Играем симметричные варианты от «ре» и «соль диез». Важно следить за «круглым кольцом» между 1-ым и 3-им пальцами (3-ий «хозяин стоит на горе, а 1-ый - «собачка» - только хвостиком или лапкой его коснулся»); — сочиняем «страшные» пьесы — «голодные секунды катались на уменьшенном стражнике» (левая рука — VII35 вводный, правая рука — отдельные элементы или целиком хроматическую в октаву вверх и вниз); — звукоизвлечение «стаккато» (прыгато) — сначала отдельные элементы в пьесках: «Вот идет журавль с журавлятами» — легато, «Впереди лягушка скачет с лягушатами» — стаккато. 2 варианта этого штриха: а) сверху, свободной кистью (вся рука гибкая); б) «с места», толчком, выталкивая запястье вверх (участвует вся рука ребенка). Кабалевский «Ежик», Майкапар «В садике», Литовко «Веселая прогулка», «Танец медвежат» и др. пьесы. 5. Развитие полифонического слуха. — Слушание музыкальных произведений с анализом «где главная тема?» (в какой руке?). «Сколько голосов участвуют в разговоре?» (Бах Менует Соль мажор, 2-х голосные Инвенции). — Понятие контрапункт («спорщики», друг против друга), контрастная полифония. — Соединение 2-х попевок одновременно: «Маленькой елочке холодно зимой» + «Сидит кот у ворот, мур, мур, мур он поет» (в До мажоре). Сначала играют двое детей, затем оба варианта играет один ребенок; в транспорте. Или: «Осень наступила, высохли цветы», + «Вот идет журавель с журавлятами» (в ми миноре). — Понятие «Канон» - имитации (своеобразная мелодическая «Тень» - идет сзадии делает все точно также или «спорщики» - «Кто прав?»): а) «Сидит кот у ворот... сидит кот у ворот...», б) «Во поле береза стояла”, во поле берёза стояла …» в) «Вышла курочка гулять”, вышла курочка гулять …» Особенно это эффектно получается в группе (дети + родители). — Подбор своего контрапункта к песенкам. — Импровизационные элементы в ансамбле с педагогом, в ансамбле учащихся.
|