Студопедия — Цели и задачи начального периода обучения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Цели и задачи начального периода обучения






 

Цели, задачи начального этапа обучения.

Донотный период» обучения.

 

Начальный этап в воспитании и обучении будущего пианиста является важнейшим фундаментом, базой, от качества которых зависит будущее успешное продвижение ученика. В этом периоде закладываются главные понятия, стратегия и способ музыкального мышления, основы профессиональных технических приемов.

Двигателем этого периода обучения является интерес ребенка к музыке, песне, к мелодии; естественное искреннее желание добросовестно заниматься и быстрее играть самому.

 

Цели и задачи начального периода обучения.

I. Подготовить ребенка к обучению на следующих стадиях.

Умственное развитие ребенка (от 3 - 6 лет) находится в стадии:

а) «предоперационного» периода восприятия; в плену неадекватных категорий: «луна движется за мной», что ведет к неверным установкам в восприятии и неготовности принять новые знания;

б) 2-ая стадия умственного развития — «операционный период» восприятия, период конкретных действий с предметами, понятиями о предмете (с 6 до 9 лет). Это 1-ый базовый уровень абстракции, первичных структурных кодов;

в) 3-я стадия умственного развития — «логический период» (с 9-14 лет). Стадия формальных, логических операций, оперирование понятиями, стадия обобщения;

г) 4-я стадия — период творчества, выход за пределы имеющейся информации (одаренные дети проявляют эти качества и на более ранних ступенях развития).

Все когнитивные процессы (восприятия, познания) в основе протекают на явлении прецепции, т.е. опираются на предшествующие первичные, базовые понятия. Чем меньше базовых понятий (адекватных), тем труднее происходит процесс познания нового: мозг «не узнает» это новое в лицо, т.е. наблюдается эффект «чужого» или искусственно притянутого знания к данной базе понятий.

Но если базовые (первичные) знания накапливаются в «правильном» направлении, создавая первичные коды, в которые легко вплести новые понятия, то формируется личность с профессиональным мышлением легко и естественно понимающая и воспринимающая.

Поэтому необходим определенный период, формирующий предоперационные представления ребенка, включающий в работу «слуховую наблюдательность», слуховые анализаторы и правильные представления о предмете («Донотный период»).

II -ая задача: создание «слуховой наблюдательности» — т.е. активизация слуха ребенка на основе привычного для него слухового опыта; пение и разучивание попевок, песенок, популярных мелодий с помощью активных двигательно-моторных представлений («Что можно делать под эту музыку?» — «Петь», «Маршировать», «Куклу качать», «Кружиться», «Прыгать» и т.д.).

Система музыкально-ритмического воспитания, разработанная швейцарским педагогом (Э. Жак-Далькроз) способствовала приобщению ученика к музыке через пластические движения (В 1920 году были открыты «школы ритмического воспитания» по его системе в Москве и Петрограде).

Детям свойственна активная моторно-двигательная реакция; психологи выдвигают эти качества личности в отдельную психогенную сферу, как наиболее ярко выражающую психический тип организации личности:

1-ый тип — плавные движения — пикники,

2-ой тип — угловатые движения — атлетики,

3-ий тип — вялые движения — астеники,

4-ый тип — инфантильно-грацильный тип.

В каждом случае педагог может подобрать индивидуальный комплекс психотехнических упражнений для каждого ребенка наряду с необходимым минимумом.

Важно подчеркнуть значение движения рук у младенца с движениями рта: движение рук начинается одновременно с движениями рта — брать предмет, — значит отправлять его в рот (как способ познания); поэтому обучение координационным (пианистическим) действиям важно начинать одновременно с пением, с ритмослогами, с речью.

Развитие моторных навыков лежит в речевых центрах головного мозга, поэтому дикция, артикуляция (речевая) влияет и обеспечивает качество пианистического действия руки, пальцев ребенка на клавиатуре. (Значение ритмослогов мелодической подтекстовки)

У детей имеется антагонизм между излишней подвижностью и способностью к сосредоточению: кто не умеет управлять мускулатурой, не способен к вниманию.

Способность управлять своим телом, организовать работу мышц в нужном алгоритме, создает предпосылки для успешного развития слуха, слухового контроля и корректировки пульса, ритма, метра.

Поэтому в занятиях обязателен комплекс пианистических психофизическихупражнений, а в пении и играх — хлопки, щелчки, притопы, прыжки, ритмическая декламация, дирижирование и другие упражнения на релаксацию и произвольное изменение мышечного тонуса и обязательно под музыку.

Цель: заложить основы для развития слухо-моторных навыков.

III -я задача - открыть ребенку внутреннюю структуру знания (усвоить нужный способ мышления) до того, как он сможет формально изложить его теоретически. Учитывая «операционный период» умственного развития и восприятия ребенка, наиболее оптимальный способ — это способ «манипуляции с предметами» (со звуком), а не вычислением линеек, ключей, нот.

База знаний — это есть накопленный опыт ребенка; поэтому многократное повторение — это и цель и принцип обучения.

Попевки, песенки поются: громко, тихо, нежно, торжественно; с хлопками, с притопами, с прыжками, легато, стаккато, медленно, быстро; с различными аккомпанементами, в различных жанрах, в разных регистрах, ладах, по очереди, с пропусками и т.д. (элементы творческого варьирования с «предметом»).

Цель: активизация и первоначальное развитие слуховых анализаторов - динамического слуха, ладового, артикуляционного слуха, чувства темпа, пульса, ритма, тембра и соответствующих навыков звукоизвлечения, т.е. первичных музыкально-исполнительских навыков.

IV -ая задача «нулевого» класса — накопление эмоционально-музыкальных впечатлений, расширение музыкального кругозора ребенка.

Важно чтобы ребенок постоянно слышал выразительное исполнение педагогом произведений различных образов и жанров из репертуара его «ближайшей зоны развития» (репертуар на конец года 0-1 класса), а возможно и более сложных популярных пьес будущих этапов развития. Необходим их краткий музыкально-образный анализ с помощью наводящих вопросов.

V -ая задача - выявить степень одаренности ребенка, психологический тип его личности, степень восприятия и скорость обучения для создания индивидуальной программы обучения и корректировки развития способностей как

а) в зоне «ближайшего развития» - «актуального развития»

б) так и в зоне «перспективного развития».

(концепция Л. Выготского)

Педагогу необходимо учитывать требования (стандарты) данного периода обучения и сочетать их с индивидуальными возможностями каждого ученика на определенном репертуаре; заранее создавать «целевые» или «развивающие» программы для данного ученика.

VI -ая задача — Привить любовь к музыкальным занятиям

— через яркое, сильное эмоциональное переживание,

— через понимание элементов музыкального языка,

— через формирование положительных уровней побуждения, целеобразования и мотивации действий.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 848. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия