IV этап — формирование исполнительских навыков, освоение и накопление репертуара, закрепление навыков разбора
1. Основой успешной пианистической деятельности ребенка служит психофизическая, психотехническая подготовка в виде специфических упражнений для всех мышц верхней части тела, руки, пальцев. Это базовые исполнительские понятия, «пианистические ключи», формирующие профессиональные моторно-двигательные навыки и ощущения. Релаксационные, тонизирующие и развивающие. «Мельница» — вращение рук от плеча, помогает почувствовать вес свободно падающей руки (вперед и назад). «Березка» — стройная, затем «поломалась» верхушка, ветки, ствол, руки «болтаются» пока не остановятся сами; пальчики — «как листья на ветру» — «шуршат»; затем в обратном порядке — «оживление». Упражнение на релаксацию аппарата. «Мусульманская молитва» — для растяжения сгибателей и разгибателей (руки вверх и вниз). «Художник-маляр» — для развития запястья, понятия «опорный-безопорный» звук («взять-снять», «вдох-выдох»), (...(делать на стене, перед клавиатурой, на столе. «Замок впереди» из сцепленных рук, помогает растянуть лопаточную мышцу, выдвинуть вперед игровой аппарат. «Замок сзади» — предупреждает развитие сколиоза, укрепляет мышцы спины, раздвигает грудную клетку. «Полотенце-плакат» — для ощущения параллелизма рук. «Шалаш-теремок» — формирование свода, пястных суставов («пришел медведь, сел на теремок, сломал крышу, но мы вновь ее построили»). «Шалаш-змейка» — ладонь растянутая на столе, ребенок строит «шалашик»; 1 палец - «змейка» — заходит внутрь шалаша, быстро выскакивает; затем вверх по 2-му пальцу, вниз; затем натянуть к себе («открыть дверь шалаша») и быстро выпрямить ко 2-му пальцу — «закрыть дверь» и т.д. «До свидания» — для пястных суставов, ладонных мышц. «Собираем крупу» и «Хлебные шарики» — для чуткости концов пальцев. «Поцелуи пальцев» — с 1-ым пальцем по команде педагога, для развития скорости управления пальцами. «Раз-два, острова» — каждым пальцем на столе, для развития независимого пальцевого удара. «Закрутить гайки» — 1-2-3, 1-2-3-4 — элементы ротации и позиционные ощущения. «Веер» — для межпальцевой растяжки и гибкости, эластичности ладонных мышц. «Висячий мост», «Лианы» — подготовка аккордовой техники, цепкость пальцев и свобода руки. Дети друг с другом сцепляются за пальцы сначала «раскручивает» один, а другой следит за свободой (релаксация), затем наоборот. «Крабы» — пальцы «ходят» и несут вес руки (на столе). «Журавлики» — ноги мягко и медленно переступают и ребенок стоит на одной ноге и плавно и расслабленно «машет» полуопущенными «крыльями» (чувство веса на одной ноге, - на «одном пальце»). — Все упражнения делать в четком ритме, доводить до максимальной скорости и под музыку (одновременно слушая репертуар ближайшего будущего, дети запоминают понравившиеся пьесы). 2. — Следить за удобной посадкой, обеспечивающей хорошую опору на клавиатуре, на первых занятиях лучше играть стоя (сочетая упражнения для стоп). — «Стоят ли пальцы правильно, с опорой?» — ребенок сам может проверить способом «горят ли фонарики» на пястных суставах (они белеют, «светятся»). — Правильное положение 5-ых пальцев поможет организовать запястевое вспомогательное движение «качели» от 1-ых к 5-ым пальцам. 5 1 1 5 P Q 3. — Позиционное освоение гаммы Ми мажор, До мажор и других; отдельно правой 3+4 вверх; левой — 3+4 вниз; от одного звука, затем двумя руками в расходящемся движении. — Упражнения для подкладывания 1-ого пальца, перекладывания 3-его и 4-ого. — Роль плеча (локтя) в горизонтальном перемещении руки. 4. Сочетание 2-х принципов в работе над произведением: а) анализ нотного текста — прохлопывание ритмического рисунка, анализ интервалов, мотивов, пение — сольфеджирование мелодии, пение и дирижирование; анализ штрихов, авторской динамики, формы произведения (в группе это можно делать «по очереди»), анализ позиций, аппликатуры; б) анализ исполнительских выразительных средств — организация руки, жестов, координация опорных и безопорных точек; работа над звуком, тембром, характером, образом, эмоциональным состоянием (работа «без нот»); подготовка к сценическому выступлению. Стимулировать самостоятельное разучивание нетрудных пьес. Необходимо учитывать, что дети стремятся к постижению нового, и не могут в силу возраста, доводить пьесы до «совершенства»; что накопление нового музыкального материала, быстрое усвоение новых произведений — это цель начального периода обучения. 5. Для закрепления и развития прочности полученных навыков важно подобрать ярко-образные пьески и этюды с «однопозиционным» материалом, с повторяющимися структурами, формулами, с однотипным фактурным содержанием: Гнесина «Фортепианная азбука». Этюды для начинающих. Майкапар «Первые шаги». Ансамбли для начинающих. Роули «Акробаты», «В стране гномов». Крутицкий «Зима», Кессельман «Вальс». Кабалевски й «Ежик», «Полька», «Клоуны». Любарский «Курочка». Литовко «Веселая прогулка», «Танец медвежат». Майкапар «В садике», «Пастушок». Штейбельт «Адажио». Накада «Танец дикарей». Черни-Гермер Избранные этюды 1-28 и др. произведения. Самостоятельно студенты готовят «дидактический набор» наглядных пособий для начинающих. Методическое пособие — «Мои первые 10 уроков с начинающими». Знать рекомендуемые сборники, уметь анализировать их структуру, задачи, репертуар на инструменте. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Хереско Л. «Музыкальные картинки». Баренбойм А. «Путь к музицированию». Тургенева, Малюков «Пианист-фантазер». «Здравствуй, малыш». Сост. Бахмацкая. Соколова «Ребенок за роялем». «Малыш за роялем». Сост. Лещинская, Пороцкий. Смирнова Т. «Фортепиано». Интенсивный курс. «Фортепианная игра» (под ред. Николаева). «Современный пианист» (ред. Соколов, Натансон, Копчевский). «Пьесы русских, советских, зарубежных композиторов». Вып. I. Л., 1990. Кирюшин В. «Библиотека музыкального мифа», «Сказки». Принципы анализа сборников «Донотного обучения»
|