Студопедия — Вопрос. Патология чувственного познания. Клинические проявления и сравнительно-возрастные особенности расстройств ощущений, восприятий и представлений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос. Патология чувственного познания. Клинические проявления и сравнительно-возрастные особенности расстройств ощущений, восприятий и представлений






К чувственному познанию относятся ощущения, восприятия и представления.

Расстройства, относящиеся к нарушению ощущений, называются сенестопатиями – это патологические ощущения в различных частях тела или внутренних органов в виде неприятного, мучительного чувства покалывания, давления, жжения, скручивания, не связанного с какой-либо соматической патологией.

Одним из видов ощущения является боль. Расстройства чувства боли называется алгезия. При наличии такого симптома обязательно надо исключить какую-либо неврологическую патологию.

Анестезия – потеря чувствительности, исчезновение ощущений, что может касаться как отдельных экстерорецепторов (утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных участках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и нескольких сразу (например, нарушение слуха и зрения одновременно). При такой патологии, имеющей чаще всего истерическую природу, необходимо тщательное объективное неврологическое обследование (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зонам иннервации), а также другие специальные методы обследования.

Гипестезия – понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки воспринимаются приглушенно, свет кажется тусклым («все кругом какое-то серое, тусклое и лампочка так слабо свети»).

Больной шизофренией пишет: «Солнечный свет тускнеет, когда я становлюсь лицом к нему и начинаю громко говорить. Тогда я могу спокойно вглядываться в солнце, свет которого лишь слегка раздражает мои глаза. Но когда я здоров, я также не способен вглядываться в солнце, как и любой человек».

Гиперестезия – обостренное, усиленное чувственное восприятие со стороны экстерорецепторов, касающихся как отдельных анализаторов (острое до непереносимости восприятие обычных запахов – гиперсомия; непереносимость обычных звуков – киперкаузия и т. д.), так и сочетания их (например, и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздражения.

Синестезии – особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ с какого-то другого или нескольких анализаторов. Так, известный французский поэт Бодлер чувствовал в «слиянии воедино» запахи, звуки и краски («Аромат зеленый и звучный»), хотя реально ощущал в это время только запах. У другого известного французского поэта Артура Рембо – гласные звуки окрашивались в определенные цвета: «а» - в черный, «е» - в белый, «о» - в голубой и т.д. Синестезии не обязательно патология, они могут встречаться и в норме – у одаренных художников, музыкантов, поэтов. Они могут возникать как временная патология при действии некоторых психотропных средств.

Агнозия - с известной долей условности относится к патологии ощущений, которая проявляется в неспособности человека узнавать или объяснять значение тех или иных сенсорных ощущений. Агнозия может быть зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной. Этот вид патологии встречается главным образом при органическом поражении головного мозга. Однако, нередко агнозия может быть и функциональной (чаще всего истерической, когда человек после стресса перестает чувствовать запахи, вкус, «не слышит» неприятную информацию.

Патология восприятия. К нарушениям восприятия относятся иллюзии, галлюцинации и нарушения сенсорного синтеза.

Иллюзии – это расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде.

Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельности, чаще всего подразделяются на аффективные, вербальные и парэйдолические.

Аффективные иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное напряжение. В таком напряженном состоянии человек прозрачную штору ошибочно воспринимает как качающийся скелет, пальто на вешалке кажется страшным бродягой, галстук на спинке стула – ползущей змеей, в шуме вентилятора слышатся угрозы в свой адрес и т. д. Иллюзии этого типа всегда мимолетны и понятны с точки зрения аффекта, преобладающего в данный момент.

Вербальные иллюзии (от лат.verbalis. –устный, словесный) выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора окружающих он слышит угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему.

Парэйдолические иллюзии (от греч. Para – возле, около и eidoles. – образ) – расстройства восприятия, когда действительно существующие образы воспринимаются в измененном, обычно в причудливо-фантастическом виде. Например, узор на обоях воспринимается, как гигантская жаба, тень от торшера – как голова страшного ящера, очертания облаков – как живописная группа людей и т. д.

Иллюзии подразделяют по органам чувств, но чаще всего выделяют зрительные и слуховые. Кратковременно они могут возникать и у здоровых людей, находящихся в состоянии тревоги, напряженного ожидания, сильного волнения. Как исключение парэйдолические иллюзии бывают у здоровых людей, особенно одаренных художников, например, Леонардо да Винчи тренировками усиливал эту «способность к воображению» и призывал к тому же других художников («Трактат о живописи»). Однако, скорее всего они сигнализируют о начинающемся психозе, о болезни, чаще интоксикационной или инфекционной природы.

Галлюцинации – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это, как говорят, восприятие без объекта.

Подобно иллюзиям галлюцинации подразделяют по органам чувств. Обычно выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относятся висцеральные и мышечные галлюцинации.

Галлюцинации бывают простыми и сложными. Простые галлюцинации обычно локализуются в пределах одного анализатора (например, только слуховые или только зрительные). Сложные (комбинированные, комплексные) галлюцинации – это сочетание двух или более простых галлюцинаций. Например, больной видит змею, слышит ее шипение и чувствует ее холодное прикосновение.

Галлюцинации бывают истинные и псевдогаллюцинации (ложные).

В психиатрической практике чаще всего встречаются слуховые (вербальные) галлюцинации. Слуховые галлюцинации чаще всего выражаются в патологическом восприятии больным каких-либо слов, речей, разговоров (фонемы), а также отдельных звуков или шумов (акоазмы). Словесные галлюцинации могут быть самыми разнообразными по содержанию:

оклики (больной слышит голос, называющий его имя и фамилию);

императивные;

комментирующие;

угрожающие;

контрастирующие (антагонистические) и др.

Наиболее опасны для больных императивные галлюцинации, содержание которых носит повелительный характер, например, больной слышит приказание молчать, ударить или убить кого-то, нанести себе повреждение. Больные с такого рода переживаниями могут быть опасны как для себя, так и для окружающих, а поэтому нуждаются в особом надзоре и уходе.

Галлюцинации угрожающие тоже очень неприятны для больного, так как он слышит угрозы в свой адрес, реже – в адрес близких ему людей: его «хотят зарезать», «повесить», «выбросить с балкона».

Зрительные галлюцинации по своей представленности в психопатологии занимают второе место после слуховых. Они могут быть элементарными (в виде зигзагов, искр, дыма, пламени – так называемые фотопсии) или предметными, когда больной видит не существующих в действительности зверей или людей, насекомых, птиц, предметы или части тела человека. Подчас это могут быть целые сцены, панорамы, например, поле боя, картины ада со множеством бегающих, кривляющихся и дерущихся чертей. «Видения» могут быть обычных размеров, в виде очень мелких людей, животных, предметов (лилипутские галлюцинации) или в виде очень больших, даже гигантских (макроскопические, гулливерские галлюцинации). В некоторых случаях больной может видеть себя, свой образ (галлюцинации двойника).

Обонятельные галлюцинации чаще всего представляют собой мнимое восприятие неприятных запахов (больной ощущает запах гниющего мяса, гари, яда, пищи и т.д.), реже – совсем незнакомый запах, еще реже – запах чего-то приятного. Нередко больные с обонятельными галлюцинациями отказываются от еды, так как уверены, что в пищу им подсыпают ядовитые вещества или кормят «гнилым человеческим мясом».

Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении прикосновения к телу, жжения или холода, в ощущении хватания, появлении на теле какой-то жидкости, ползания по телу насекомых. Больному может казаться, что его щекочут, кусают, царапают и т.д.

Висцеральные галлюцинации – ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей («в животе лягушка сидит», «в мочевом пузыре головастики расплодились», «в сердце клин вбит»).

Гипнагогические галлюцинации – зрительные обманы восприятия, появляющиеся обычно вечером перед засыпанием, при закрытых глазах, что делает их более родственными псевдогаллюцинациям, чем истинным галлюцинациям (нет связи с реальной обстановкой). Эти галлюцинации могут быть единичными и множественными, сценоподобными, иногда калейдоскопическими («у меня в глазах какой-то калейдоскоп», «у меня теперь собственный телевизор»). Больной видит какие-то рожи, гримасничающие, показывающие ему язык, подмигивающие, чудовищ, причудливые растения. Подобные галлюцинации также могут возникать при пробуждении или при просто закрытых глазах. Такие галлюцинации могут быть предвестником белой горячки или другого интоксикационного психоза.

Внушенные и вызванные галлюцинации. Галлюцинаторные обманы чувств можно вызвать во время сеанса гипноза, когда человек будет чувствовать, например, запах розы, сбрасывать с себя «обвивающую его веревку».

Галлюцинации могут быть как симптомом болезненного расстройства психики, так иногда и возникать у здоровых (индуцированные и внушенные в гипнозе) или при патологии органов зрения или слуха. Галлюцинации при этом чаще элементарные (вспышки света, шум листвы и т.д.), но могут быть и в виде ярких, образных слуховых и зрительных обманов восприятия.

К нарушениям сенсорного синтеза относятся: дереализация, деперсонализация, расстройства схемы тела. Эти расстройства представляют группу нарушений восприятия собственного тела, пространственных отношений и формы окружающей действительности. Они весьма близки к иллюзиям, но отличаются от последних наличием критики.

Дереализация – отчуждение мира восприятия (К.Ясперс) или расстройство перцепции (восприятия) окружающей действительности, при котором восприятие прежде знакомых явлений и предметов, живых существ, пространственных отношений начинает сопровождаться чувством их измененности, чуждости, неестественности, нереальности. При этом больным чаще всего даже трудно определить, каким образом изменилось все вокруг. Поэтому при описании своих переживаний они употребляют такие слова, как: «будто бы», «вроде», «наподобие», «как бы», «дома какие-то далекие-далекие», «как будто все подернулось какой-то дымкой», «деревья как нарисованные, хотя я знаю, что они настоящие», «все кругом какое-то мертвое», «все такое и не такое, как будто бы я видела все это во сне», «все вижу как через толстое, мутное стекло», «звуки доходят приглушенно, как будто бы мои уши заткнуты ватой» и т.д..

Расстройства сенсорного синтеза (схемы тела) выражаются в нарушении привычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, об их расположении или о положении всего тела. Например, больному кажется, что его голова стала огромной, не умещается не только на подушке, но и в комнате, что ноги его начинаются прямо от головы, а туловище исчезло. Другой чувствует, что у него непомерно увеличилась рука – «стала просто пудовой», сам он «становится маленьким или, напротив огромным», его «руки вытягиваются», «ноги раздвоились, их стало не меньше четырех», «голова отделилась от тела» и т.д.. Под контролем зрения эти измененные представления, как правило, исчезают, больной видит свое тело в обычном, привычном для него виде, но стоит ему закрыть глаза, как голова вновь становится непомерно большой.

Расстройства схемы тела нередко сопровождаются метаморфопсиями – искаженным восприятие формы окружающих предметов. Например, шкаф кажется искривленным, ножки стула – зигзагообразными, окно принимает ромбовидную форму. Кроме того, искаженное восприятие окружающих предметов выражается в том, что они кажутся больному больше или меньше их натуральной величины, увеличивается их число, они перемещаются, валятся на больного, вдавливаются в него, находятся в бурном движении (оптическая буря). Иногда в грубо измененном виде воспринимаются не только величина и форма предметов, но и пространственные отношения: «стены комнаты сближаются, рушатся, падают или, напротив, раздвигаются, пол становится волнообразным, пространство как бы разрывается».

Метаморфопсии отличаются от иллюзий адекватностью восприятия (больной знает, что он видит стул с искривленными ножками, а не паука вместо стула, как это может быть при иллюзорном восприятии). От галлюцинаций они отличаются тем, что в искаженном виде больной воспринимает реально существующие вещи, а не то, чего нет в действительности.

Деперсонализация - это убеждение больного в том, что его физическое и психическое «Я» каким-то образом изменилось, но объяснить конкретно, что и как изменилось, он не может. Выделяют следующие разновидности деперсонализации:

1. Соматопсихическая деперсонализация, когда больной утверждает, что изменилась его телесная оболочка (кожа стала несвежая, мышцы желеобразные, ноги потеряли прежнюю энергичность). Эта разновидность деперсонализации чаще встречается при органических поражениях головного мозга и некоторых соматических заболеваниях.

2. Аутопсихическая деперсонализация, когда пациент ощущает изменение психического «Я» (стал черствым, «душа плачет по любому поводу» и др.). Нередко больные сами не могут объяснить свое состояние, просто констатируют, что душа стала другой. Такая разновидность деперсонализации характерна для шизофрении.

3. Аллопсихическая деперсонализация является следствием аутопсихической деперсонализации, когда больной ощущает изменение отношения к окружающей действительности «уже измененной души». Он ощущает себя как бы другим человеком, изменилось его мироощущение, отношение к близким, он утратил чувство любви, сострадания, долга и т.д. Часто аллопсихическая деперсонализация сочетается с аутопсихической, образуя единый симптомокомплекс, характерный для шизофрении.

К особому варианту деперсонализации относится потеря массы тела, когда больные ощущают, что масса их тела неуклонно приближается к нулю, на них перестает действовать закон всемирного тяготения, вследствие чего их может унести в космос или же они могут улететь под потолок. Понимая нелепость своих убеждений, такие больные тем не менее «для спокойствия души» постоянно носят с собой тяжести.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия