Студопедия — Архитектура п.тр. 19 в. Стиль ампир. Основные архитекторы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура п.тр. 19 в. Стиль ампир. Основные архитекторы






Главные черты ампира: строгость, уравновешенность объемов и форм, мощность гладких стен, в сооружениях подчеркиваются отдельные ордены, 2 цвета, Широко развивается градостроение (гор ансамбли), уточняются планы городов (строятся на основе радиально-кольцевой планировки). В Птб главный архит – Воронихин «казанский собор», «горный институт», Росс «александр театр, зимний дворец, арка главного штаба» тома де томон «здание биржи», захаров «адмиралтейство, арка со шпилем», росси «михайловский дворец, дворцовая площадь», стасов, бове «торговыя ряды,, треумфальные ворота»

11.Творчество Рокотова и Боровиковского. Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735? — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо.. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. был взят в Академию художеств в Петербурге.

В 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». С В позднем творчестве Рокотова заметен переход от рококо к классицизму.

В 1762 г. принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову, Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих». Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III и цесаревича Павла Петровича и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других.

Самой загадочной работой Рокотова, пожалуй, является портрет неизвестного в треуголке, поскольку до сих пор исследователи не установили, кто изображен на нём: либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова.

Наиболее известные произведения:Портрет неизвестной в розовом платье,Портрет А. И. Воронцова,Коронационный портрет Екатерины II,Портрет неизвестного в треуголке.

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825) — российский художник, мастер портрета. Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем.

В 1795 году В. Л. Боровиковский удостоен звания академика живописи.

Творчество: Церковь Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище, Санкт-Петербург. Здесь похоронен В. Боровиковский.

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

12.Архитектура русского барокко 18 в. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).

Единственным примером раннего периода является воссозданный позднее рубленый домик Петра I на берегу Невы на Петроградской стороне, снаружи расписанный " под кирпич ".

С 1710 года стали строить только кирпичные дома. Несмотря на принудительные меры переселения в Петербург, строительство велось медленно. Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их в строительство города. А также отбирают талантливых молодых людей и командируют их для обучения в западноевропейские страны инженерным и архитектурным искусствам. В новую столицу в 1710 году были приглашены: итальянцы Н.Микетти, Г.Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б.Леблон, немцы Г.Маторнови, И.Шендель, А.Шлютер, голландец Г.Ван Болес. Они должны были не только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними. Из Москвы приехали итальянцы - М.Фонтана и инженер-фортификатор и архитектор Доменико Трезини. В Москве успешно работали одаренные русские архитекторы И.П.Зарудный, Д.В.Аксамитов, П.Потапов, М.И.Чочлаков, Я.Г.Бухвостов, Г.Устинов и другие. В то же время искусство архитектуры постигали посланные за границу, впоследствии ставшие крупными зодчими: Иван Коробов, Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и другие. Таким образом, в новой столице работали зодчие разных национальных школ, но творили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиям заказчиков, а так же приспосабливаясь к специфическим условиям строящегося города. В результате их деятельности архитектура Петербурга той поры стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из западноевропейских стран.

 

Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице хоромы, дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко.

По указанию Петра I Доменико Трезини (1670-1734) впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных. Французский архитектор Ж.Б.Леблон (1679-1719) разрабатывал проект двухэтажного дома " для именитых "." Образцовый проект " напоминает хорошо сохранившийся летний дворец Петра I, который был построен Д.Трезини в 1710-1714 годах в летнем саду.

В сочетание с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах - живописное убранство. Создаются загородные и пригородные резиденции с садами. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д.Трезини, является Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский собор (1712-1733). На Васильевском острове формировался политический центр столицы и по проекту Д.Трезини возводится здание двенадцати коллегий (10 коллегий - органы государственного управления; сената и синода). Архитектурной ценностью того времени следует отметить дворец А.Д.Меньшикова (1710-1720 гг.).

Применение ордеров в архитектуре Петербурга было продолжением традиций, воплощенных во многих сооружениях Москвы более раннего времени. Особенное место в панораме берегов Невы занимает оригинальный силуэт здания Кунсткамеры.

. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли.

В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала - дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения "Эрмитаж" и небольшой двухэтажный дворец "Марли".

Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701- 1707 гг.), созданная архитектором И.П.Зарудным (1670-1727 гг.). Архитектор проявил великолепное мастерство в использовании систем ордеров. Несущая часть объемов церкви разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются элегантные композиции портиков у входа из двух легких колонн коринфоргского ордера поддерживающих декоративно разработанный антаблемент с балюстрадой. Ордер в здании выражает тектонику экспозиции.

Новое направление в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в архитектуре церкви Архангела Гавриила (Меньшикова башня), заключающееся в гармоничном сочетании традиционной русской объемно-пространственной композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве интересный образец - церковь Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке.

Архитектура барокко середины XVIII века.

Благодаря этому в 1755 году в России открылся первый университет, а в Петербурге Академия Художеств, сыгравшая большую роль в развитии искусства и архитектуры классицизма.

Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых европейских стран. Все это обуславливало торжественно-декоративный облик дворцов и храмов- основных типов монументальных зданий в России в этот период. К самым выдающимся архитекторам того времени относятся воспитанники И.K.Kоробова-С.И.Чевакинский и Д.В.Ухтомский. Крупнейшим архитектором середины XVIII ввека является Ф.Б.Pасстрелли. Одновременно с ним творили многие безвестные крепостные архитекторы, живописцы, лепщики, резчики и прочие мастера прикладного искусства.

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века - полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета.

В данном разделе особо следует отметить о творениях обер архитектора Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество которого достигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова и С.Г.Строганова в Петербурге; императорские дворцы - Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России. Одновременно с Ф.Б.Растрелли работал архитектор Чевакинский С.И. (1713-1770 гг.). Наиболее замечательным творением Чевакинского С.И. сохранившимся до наших дней, было проектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге. Учеником Чевакинского являлся будущий архитектор В.И.Баженов. Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был архитектор Ухтомский Д.В. (1719-1774 гг.). Его творчество развертывалось под влиянием художественных воззрений и произведений Ф.Б.Растрелли, в частности в Москве и Подмосковье: дворцов в кремле, Аннегофе и Перове. До наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского - пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.

13.Искусство петровской поры. Перелом в духовной жизни был намного сложнее и совершался медленнее, чем в материальных сферах. Сложность нововведений Петровской эпохи видна и на насильственной во многом перемене быта, вторжении новой моды.Петр посылает людей учиться за границу наукам, ремеслу и искусству. Он велит посланным отчитываться о виденном. В дневниках тех лет можно найти записи о заграничной жизни, о том, как трудится анатом, «с членами человеческого тела работающий», как русский человек в Роттердаме участвует в диспуте, а в Амстердаме поражается тому, что ужинает в таком месте, где блюда подносят обнаженные девушки. Сам Петр интересуется многими вещами. Он знакомится с учеными, художниками, он проявляет такую профессиональную осведомленность, на которую многие затрачивают всю свою жизнь, и он же буквально «ошалевает» от радости при виде великана, которому серьезно думает найти в подруги великаншу и получить «великанье войско». Знакомство русских с европейским искусством происходило несколькими путями: западные художники приглашались на работу в Россию, европейские произведения искусства покупались за границей, а наиболее способные мастера отправлялись обучаться в заморские страны как пенсионеры, т. е. за государственный кошт. Решительный переход от старого к новому, труднейший процесс усвоения в самый короткий срок европейского «языка» и приобщения к опыту мировой культуры особенно заметны в живописи петровского времени. С началом XVIII в. главное место в живописи начинает занимать картина маслом на светский сюжет. Новая техника и новое содержание вызывают к жизни свои специфические приемы, свою систему выражения. Среди станковых картин, многочисленных монументальных панно и плафонов, миниатюр и т. д. предпочтительное место отводится портрету во всех разновидностях: камерному, парадному; в рост, погрудному, двойному. В портрете XVIII столетия проявился исключительный интерес к человеку, столь характерный именно для русского искусства. Конечно, усвоению западноевропейского художественного языка способствовали приглашенные Петром иностранцы: Иоганн Готфрид Таннауер, приехавший в Россию в 1711 г., баварец, научивший мастеров приемам позднего западноевропейского барокко (портрет А.Д. Меншикова, 1727); Георг Гзель, швейцарец из Сен-Галена, художник скорее натуралистического, чем реалистического, направления, запечатлевший для нас раритеты Кунсткамеры, среди которых портрет знаменитого великана Буржуа – наивное изображение с не менее наивной надписью «сильной мужик»; наконец, марселец испанского происхождения Луи Каравакк (Лодовико Каравакк, как именуют его документы), «первый придворный моляр», создавший портреты всей царской семьи и познакомивший русских с только что складывающимся и во Франции искусством рококо (двойной портрет царевен Анны и Елизаветы Петровны, Елизаветы в образе Флоры, Натальи Алексеевны и Петра Алексеевича, внуков Петра I, в образе Дианы и Аполлона и пр.). Развитие живописи в петровскую эпоху. Основателем этой новой живописи справедливо считается Иван Никитич Никитин (середина 80-х годов XVII в. – не ранее 1742). Его биография в высшей степени трагична. Сын московского священника, племянник духовника Петра, он рано сформировался как художник и исполнял портреты царской семьи еще до поездки за границу. Художником, обогатившим отечественное искусство достижениями европейских живописных школ, был Андрей Матвеев (1701–1739). «Автопортрет с женой», написанный, видимо, в 1729 г., – самое известное произведение Матвеева не только благодаря художественным достоинствам, но и потому, что Матвеев первым из русских художников создал поэтический образ дружественного и любовного союза, свободно, открыто, радостно заявив о своем чувстве к любимой.

14.Строительство Петербурга. В 1703 – был заложен город, ставший столицей рос державы. Построить город на болоте было нереально. Город возник сначала как крепость и порт, поэтому Петропавловская крепость и адмиралтейство – были 1-ми из первых построек. Проект планировки был разработан арх-ом Либлоном, но из-за сложности рельефа не осуществился, но сохранился общий дух проекта, так же как и система перпендикул. Улиц на васильевском острове.главный образ города создавал Трезини – главный арх-ор города. В эти годы создают свои всемирно известные архитектурные произведения такие зодчие, как Д. Трезини (Кронштадт (1704), Александро-Невская лавра (1717), Летний дворец Петра I (1710—1711), Петровские ворота (деревянные — 1708, каменные — 1714—1717), Петропавловский собор (1712—1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722—1736) и многие другие), по праву носящий имя «первого архитектора Петербурга»; выдающийся русский зодчий М. Г. Земцов, перестроивший Подзорный дворец, создатель многих павильонов, фонтанов и каскадов в Петергофе, автор проекта Аничкова дворца и др.; Ж.-Б. Леблон (Генеральный план Санкт-Петербурга и др.); Г. И. Маттарнови (Кунсткамера и др.); И. М. Угрюмов (Летний сад), а также много других известных архитекторов. рактически вся деятельность царя Петра I в Санкт-Петербурге в той или иной мере была направлена на насаждение морских традиций. Все Петровские резиденции стояли вплотную к воде, а Летний дворец и Подзорный дворец омывались невскими водами с нескольких сторон.

 

Примечательно, что если по каким-либо причинам построить дворец у Балтийского моря не удавалось, то от моря прокладывались каналы, по которым суда приходили ко дворцу, и в конце этих каналов устраивались расширения (как тогда называли, Гаванцы, позже — Ковши) для причаливания судов. Так были устроены Большой Петергофский дворец и дворец в Стрельне[14].

 

В результате пожаров и наводнений многие здания петровского Петербурга к середине XVIII века пришли в ветхость или были уничтожены. Так летом 1736 и 1737 годов в Петербурге произошли два пожара (выгорела вся деревянная Морская слобода и значительная часть Адмиралтейского острова). В 1737 году указом императрицы Анны Иоанновны была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении[15]. В 1762 году ей на смену была учреждена Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Открываются новые учебные заведения — Пажеский корпус, Горное училище, хирургические училища, учительская семинария, театральное училище. Важным событием не только города, но и всей страны стало открытие института благородных девиц при Смольном монастыре.

В это время создают свои знаменитые произведения такие архитекторы, как Ф. Б. Растрелли — Зимний дворец (1754—1762 гг., не сохранился), Летний дворец Елизаветы Петровны (не сохранился), Воронцовский дворец, Большой Петергофский дворец и др.; Ю. М. Фельтен — знаменитая решётка Летнего сада, Лютеранская церковь Святой Екатерины, Чесменская церковь и др.; И. Е. Старов — Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец, Князь-Владимирский собор, Аничков дворец (перестройка) и др.; Дж. Кваренги — Александровский дворец, здание Академии наук, Дворец Юсуповых на Садовой улице и др.; Ж. Б. Валлен-Деламот — Гостиный двор, Императорская Академия художеств (совм. с А. Ф. Кокориновым) и др.; В. И. Баженов — Михайловский замок; и многие другие зодчие. Многое как для украшения города, так и для образования сделал И. И. Бецкой.

15.Общая характеристика искусства к.19 – н.20в. переломная эпоха во всех сферах жизни. Появились такие объединения как «мир искусства», «союз русских художников». На рубеже веков сложился стиль модерн, затронувший все пластические искусства, начиная прежде всего с архитектуры. в изобраз иск-х модерн проявил себя: в скуль-ре – текучестью форм, особой выразительностью силуэта, динамичностью композиций, в живописи – символикой образов. В 90-х развивается жанровая живопись.по-новому раскрывается крестьянская тема. Коровин «на миру»., архипов «прачки». Возникают новые типы арх сооруж: фабрики,зоводы, вокзалы, магазины, банки (новые строит матер, железобетон метал кнсттр)

16. Портреты К. Брюллова. Эволюция. Все достижения и успехи Карла Брюллова в портретной области были признаны неоспоримыми и самыми лучшими. Эти работы признавали даже самые суровые критики, такие как Владимир Стасов и Александр Бенуа. Современники Карла считали великим счастьем и радостью иметь у себя портрет Карла Брюллова или одну из его работ. За всю свою жизнь мастер создал большое количество живописных и акварельных портретов. Он начал свою творческую карьеру еще в Петербурге, до отъезда в Италию.

В Италии Брюллов осваивает множество видов различного портретного жанра. Сюда входили от парадного конного до малоформатного акварельного портрета. Например, портреты Г.Н. и В.А. Олениных, которые были написаны мастером в 1827 г. и портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных, который был написан также в 1827 году. Карлу Брюллову удалось отлично овладеть техникой акварели, доводя свое мастерство до совершенства. Ювелирная тонкость и точность придают его произведениям качества драгоценной реликвии, которая только подогревает интерес и гордость владельцев.

Одним из шедевров мастера является Портрет неизвестной в тюрбане, позже считалось, что это была М.Г. Разумовская. Картина была написана в 1830 году. Тончайшим образом, в миниатюрной технике прописано лицо девушки. Довольно широко и свободно был написан красно-бело-золотой тюрбан. Почти в один тон прозрачно перекрыт рисунок рук. Автор отдал дань романтическому ориентализму, который и создал моду на восточные шали, тюрбаны и т.п. Таким образом, создавалась некая элегантная естественность позы, Характерно показаны плечи, одежда и драпировка шали, они могут едва читаться в невесомых карандашных контурах.

Карлу Брюллову всегда удавалось придумывать реальную, жанровую мотивировку состояния его модели, например: всадница возвращается с прогулки, сестры Шишмаревы отправляются на конную прогулку, Самойлова удаляется с бала, Салтыкова присела отдохнуть, словно бы перед выходом в гостиную, где ей предстоит принять роль любезной хозяйки, или, к примеру, мадам Бек выносит в гостиную показать свою малютку. Имея дело больше всего с портретами частных лиц, Брюллов должен был найти такие формулы и правила парадной репрезентации в самой действительности, но также необходимо было придать им бытовую убедительность.

Видимо, пробуждение творческой фантазии Брюллова стимулировалось той стороной жизни, где существует праздничная и яркая жизнь. Он попал в мир, где царит оживление и где присутствует много роскоши и неги. Но это еще и мир непосредственных чувств и свободных движений души, в которых проявляется ощущение полноты и красоты жизни, если можно так выразиться, синонимичный миру его итальянских картин. В том, что его совсем не привлекали официальная значительность и торжественность, видимо, кроется причина, почему Брюллов не только не стал придворным портретистом, но всеми возможными, а иногда и рискованными средствами пытался избегать таких ролей. Смелость, с какой он избежал необходимости писать самого императора, запомнилась многим современникам.

Среди работ мастера есть портрет его приятеля, известного баснописца И. Крылова. Портрет был написан в 1839 году. На нем Ивану Крылову 70 лет. Портрет был написан быстро - за один сеанс.

В самой природе парадности Карла Брюллова кроется нечто вовсе противоречивое. Его балансирование на грани жанровой сцены создает опасность потери подлинно портретных задач. Портрет М.Л. Бек с дочерью, который был написан в 1840 году, демонстрирует этот факт с большой наглядностью.

Парадные портреты. Главное отличие парадных портретов от всех интимных проявляется в некой созерцательной самоуглубленности. Не побоявшись анахронизма, можно сказать, что это портреты «с длительной выдержкой». Демонстративность является неким незримым коньком Карла Брюллова.

В этих картинах она тоже не исчезает, она присуща и здесь. Но именно здесь ей удается приобрести некое новое качество. Общение со зрителем почти всегда предполагается, только это уже другая, сравнительно с портретами XVIII века, атмосфера, другое общество и другие формы общения. Нечто от своего кружка, а не стандартная, предписанная нормами светского этикета улыбчивая любезность.

Выполнению живописного портрета И.П. Витали предшествовал выполненный в Москве рисунок, который изобразил скульптора в халате, с торчащими вихрами. Он был показан в домашней атмосфере. Та же внешность добродушного толстяка соединена в живописном портрете с трогательным выражением сосредоточенной внимательности, долженствующим представить нам художника, пристрастно вглядывающегося в собственное творение. На лице главного героя портрета можно заметить некоторую нарочитость. Кажется, что Карл заставил человека играть не свою роль. Хотя нет ничего естественнее, чем использовать довольно традиционный мотив «художник в мастерской» при изображении собрата по художественному цеху.

Портрет Н.В. Кукольника, который был написан в 1836 году, является своеобразным примерным образцом портретного метода Брюллова.

Автопортрет, который был написан в 1848 году, является одним из лучших автопортретов мастера. «Маленький, полненький, с добродушно смеющимся лицом, Брюллов походил более на беззаботного помещика, нежели на великого художника, но когда говорил про искусство, сейчас заметно было, что в нем горит священный огонь» - вот именно таким увидела родина великого художника и живописца. Стоит отметить завидное бесстрашие в употреблении кажущегося на современный слух выспренним выражения «священный огонь». Может быть, в контексте еще не утраченных тогда навыков риторической культуры оно было, а также позволяло отчетливо различать, не смешивая, уровни компетенции низкого и высокого слога.

Конечно, необходимо, чтобы зрители умели опознавать отсылки разного рода, а также им необходимо умение и знание художественных прецедентов. Уместно в этой связи напомнить, что искусство первой половины XIX века имело в виду такого зрителя и адресовалось именно к нему.

Брюллов написал несколько групповых портретов. При всех индивидуальных отличиях творческая устремленность Брюллова к жанризации группового портрета идейно близка была искусству А. Венецианова, создавшего в это время портрет своей семьи за завтраком.

17.ТПХВ Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили: И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов,и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев, и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.

Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов.

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

18. Творчество В. И. Сурикова.Выдающийся русский художник Василий Иванович Суриков родился в 1848 г. в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. С малых лет мальчик был свидетелем своеобразных, а временами и жестоких обычаев сибиряков — кулачных боев, штурмов снежных городков. Будущий художник увлекался суровой природой тайги, гордыми, сильными своими земляками — потомками казаков Ермака.

Учась в школе, а со временем в Красноярском уездном училище, Суриков больше всего увлекался рисованием. После окончания училища он пишет пейзажи, портреты знакомых, дает уроки рисования дочери губернатора. Первый экзамен в Академии закончился провалом, но Суриков не разочаровался. Он поступил в Рисовальную школу и через полгода все-таки стал учеником Академии. Старательный, упорный в учебе, Суриков неоднократно получал премии за успехи в рисунке и живописи.Окончив в 1869 г. Академию художеств, молодой художник приехал в Москву. Там он начал работать над картинами на исторические темы. Особенно Сурикова интересовала казнь Петром I стрельцов, поднявших бунт. Царевна Софья, возглавив реакционные силы, которые были недовольны прогрессивными нововведениями, использовала этот бунт в борьбе против Петра. Бунт стрельцов был жестоко подавлен.

Три года напряженной работы, поисков композиции, человеческих типов, цветового решения. И, наконец, картина «Утро стрелецкой казни» (1881) готова.Осеннее хмурое утро. В голубовато-синем тумане живописной громадой вырисовывается собор Василия Блаженного. В узком проходе между ним и кремлевской стеной — перекладины виселиц. Возле лобного места среди телег, лошадей бушует людской поток. Резкими светлыми пятнами выделяются белые рубашки стрельцов со свечами в руках. Мы словно слышим рыдания родных, глухой шум толпы, сочувствующей осужденным. Однако не все жертвы морально сломлены. Среди толпы выделяется рыжебородый стрелец. Чуть подавшись вперед, он люто смотрит на Петра, гневно осматривающего обреченных. Этот поединок взглядов символизирует противоборство двух сил. Картина помогает лучше осмыслить историческое прошлое нашей Родины.

Следующим большим произведением В. И. Сурикова на историческую тему была картина «Меньшиков в Березове» (1883). А. Д. Меньшиков был любимцем Петра I, его правой рукой. Выходец из народа, он, благодаря своему уму и энергии, поднялся от разносчика пирожков до государственного деятеля. После смерти Петра I Меньшиков взял власть в свои руки, однако в борьбе с другими вельможами терпит поражение. Вместе с семьей он был отправлен на вечную ссылку в.глухое сибирское село Березово. В пути умерла жена Меньшикова. И вот этот энергичный, корыстный и славолюбивый человек обречен на бездеятельность и медленную смерть. Меньшиков углубился в мрачные раздумья, стиснув могучую руку в кулак. В маленькой избушке его фигура кажется огромной. Сломлена сила вершителя человеческих судеб, властелина 3 тысяч сел, 7 больших городов, десятков заводов, мануфактур. Трагедию личности усиливают другие образы’ картины. Кутаясь от холода в шубу, у ног Меньшикова сидит его старшая дочь, невеста одиннадцатилетнего императора Петра II, разделившая судьбу отца. Безучастно снимает воск со свечи сын. Юная красавица младшая дочь читает Библию.

Картину приобрел П. М. Третьяков. На полученные средства Суриков едет за границу, чтобы глубже познакомиться с искусством Запада. Он посетил Дрезден, Венецию, Рим, Париж и другие культурные центры Европы. Возвратившись на родину, художник начал работу над давно задуманной картиной «Боярыня Морозова».

О боярыне Ф. Морозовой Суриков слышал еще в детстве. Она была одним из самых яростных врагов насильно проводимой патриархом Никоном реформы православной религии, правой рукой протопопа Аввакума — духовного руководителя раскольников, которые связывали церковную реформу с социальными притеснениями самодержавия. Несмотря на её знатность и родственные отношения с царем, Морозову схватили и после жестоких истязаний бросили в подземную тюрьму, где она умерла.

Художник избрал для картины момент, когда Морозову везут по московским улицам в тюрьму. Она сидит в санях, закованная в кандалы, с бледным, бескровным лицом, и осеняет народ двуперстным крестом — символом старообрядцев, призывая его к борьбе за старую веру. В глазах боярыни пылает фанатическая вера в правоту своей борьбы. Картина «Боярыня Морозова» имела огромный успех. Благодаря ей Суриков достиг вершины своей славы.

В Красноярске Суриков задумал новое историческое полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895). В основу картины был положен легендарный поход Ермака, который со сравнительно небольшим отрядом казаков разгромил войско татарского хана Кучума, грабежами и разбоями терроризировавшего русские земли.В поисках нужного материала Суриков изъездил по путям дружины Ермака почти всю Сибирь, побывал на Дону, откуда в XVI веке вышла казацкая вольница, изучал летописи и другие документы.

Высоким художественным мастерством от







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1168. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия