Студопедия — Теоретико-поведенческая социология Дж. Хоманса и ее объяснительные возможности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теоретико-поведенческая социология Дж. Хоманса и ее объяснительные возможности






Общие гипотезы теоретико-поведенческой социологии Дж. Хоманса

 

Хоманс (Homans) Джордж Каспар (11.08.1910, Бостон) - амер. социолог, проф. Гарвардского университета, один из авторов обмена социального концепции. В своих ранних работах испытал влияние идей Парето, выступая как сторонник структурно-функционального подхода (Функциональный подход в социологии). В работе "Человеческая группа" выдвинул задачу создания функционалистской теории общества, сформулировал ряд принципов системного анализа социальной группы. Xоманс ввел понятия "внешняя система", под которой подразумеваются внешние условия групповой деятельности, и "внутренняя система", элементами которой является "деятельность", "чувства", "взаимодействие", и "нормы". Анализируя с этих позиций эмпирический материал пяти различных исследований, Xоманс сформулировал ряд законов (индуктивных обобщений) поведения людей, призванных раскрыть внутреннюю структуру, процессы интеграции и дифференциации в группе.

Концепция социального обмена создается Xомансом в начале 60-х гг. в противовес структурному функционализму. В это время он пришел к выводу, что функционалистская концепция предала забвению человека, игнорировала элементарные процессы социального взаимодействия, образующие реальный фундамент обществ, жизни, гипертрофировала роль макросоциальных структур и институтов. Именно изучение субинституционального уровня, считает Xоманс, позволяет раскрыть механизмы формирования нормативно-ценностной структуры общества. Такие понятия социологии, как "роль", "статус", "конформизм", "власть", и др. необходимо объяснять не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений, суть которых Xоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими. Второй принципиальный пункт социологической концепции Xоманса - дедуктивно-номологическая модель объяснения, которую он заимствовал у позднего логического позитивизма (Р. Брейтвейт, Э. Нагель, К. Гемпель).

Отталкиваясь от принятых в ней критериев, он отвергает как ненаучные существующие социологические теории (структурный функционализм, марксистскую теорию и др.), поскольку их понятия не имеют строгих операциональных определений, эмпирически не обоснованы. Выход из создавшейся ситуации он видит в том, чтобы заимствовать из психологии универсальные объяснительные принципы, так как основные принципы социальных наук могут быть редуцированы к психологическому уровню, их фундаментом должна быть бихевиористская психология (Скиннер). Xоманс тем самым отрицает значимость выдвинутого еще Дюркгеймом тезиса о несводимости социологии к психологии, который многие годы составлял краеугольный камень западной социологии. Реноменализм Xоманса выступает в качестве эвристического приема, т. к. он не отрицает качественного своеобразия социальных структур и инитутотов, но, в отличие от других социологов, стремится раскрыть их эмерджентный характер.

Опираясь на принципы бихевиористской психологии и некоторые положения микроэкономики, Xоманс формулирует шесть универсальных закономерностей поведения человека в зависимости от ценностей, "вознаграждений" и "наказаний", из которых, по его мнению, можно дедуктивно вывести и объяснить различные типы социальной организации и социального поведения человека. Социологическая концепция Xоманса - типичный образец академической социологии, считающей своей главной задачей чисто познавательную: поиск истины и открытие универсальных социальных закономерностей. С точки зрения Xоманса, социология как наука едина, не может существовать ни буржуазной, ни коммунистической социологии. Политические симпатии Xоманса, по его собственному признанию, близки к консерватизму, хотя сам он отрицает связь между идеологией консерватизма и созданной им социологической концепцией.

Центральной категорией его социологии является категория социального действия, трактуемая как непосредственные контакты индивидов. Социальное действие – это постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Этот обмен строится по принципу рациональности: люди действуют и взаимодействуют, только исходя из определенного интереса, они стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты.

Субъект поведения – это рациональный искатель выгоды. Предметом обмена становится все, что имеет какую-либо социальную ценность. Ценность каждого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Отсюда выводится социальное неравенство. Согласно теории обмена, поведение человека обусловливается тем, вознаграждались ли (как именно) его поступки в прошлом. Выделяются четыре принципа вознаграждения:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

3) чем выше вознаграждение тем больше усилий готов затратить человек ради его получения;

4) если потребности человека близки к насыщению, то он прилагает меньшие усилия по их удовлетворению.

С помощью этих правил Дж. Хоманс объясняет все социальные процессы: социальную стратификацию, социальную борьбу и т.д. Однако подобное объяснение оказывается недостаточным при рассмотрении социальных объектов макроуровня.

Хоманс подчеркивает, что во всех гипотезах речь идет не врожденном, а о заученном поведении. Пять гипотез не исчерпывают теорию поведения, но они вместе образуют минимальный набор, необходимый для объяснения социального поведения людей.

 

25. Основы теории социальной системы Лумана (по работам "Для чего необходима системная теория" и "Понятие общества").

"Понятие общества";

Данная теория берёт своё начало из идей Парсонсона, кибернетики (кризис социологии, Парсонс не парадигмален). Общество – и объект и субъект. Как изучать общество если ты сам его часть? Появилось открытие в биологии – закрытые, аутопоэтические системы. Луман видит в этом шанс решить проблему.

Если рассматривать общество как закрытую аутопоэтическую систему, без окружающей среды.. то из чего воспроизводство? Из элементов. Но в то же время человек общается с окружающей средой. Значит это не элемент. Элемент должен быть самодостоточным, следовательно, элемент – общество, закрытая система коммуникаций.

Коммуникация – информация, сообщение, понимание. Важна бинарная система – да и нет. Закончилась – и общества без неё нет. Система закрытая, она не соприкасается с окружающей средой – но есть «структурная перегородка». Язык – «структурное соединение» со средой. Только из среды в систему, не наоборот. Когда система «переварила» полученную информацию – тогда она влияет. Но при этом система остаётся самодостаточной.

 

"Для чего необходима системная теория";

Как описывать саму себя? Остальные теории ограничены, а системная вполне в состоянии описать саму себя.

1. объективисты – объективная реальность есть, просто нужно хорошо её проанализировать. (а как устранить чувства и мнения?)

2. субъективисты – объективности нет! В человеке куча примесей.

3. Не решил данного вопроса, но выдвинул теорию. Любое наблюдение – наблюдение наблюдателя, нужно описать и себя и границы. (Я в закрытой системе. Что «там»? Хз.. узнал, а значит это уже моя система. А что тогда вне? Необходимо поставить себя на место «вне».)







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 805. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия