Теория коммуникативного действия и коммуникативной рациональности
Коммуникативное действие Различие целерационального действия (труд) и коммуникативного действия (интеракция=взаимодействие), которое направлено на понимание. Различие понятия действия для системы и жизненного мира Понятие действия для системы: целерациональное действие Понятие действия для жизненного мира: коммуникативное действие.
Действия относятся к трем областям реальности: · объективный мир (внешняя природа, "совокупность фактов") · социальный мир (мир норм и взаимодействий) · субъективный мир (внутренний мир индивидов)
Каждой из них соответствуют разные виды социологического понятия действия: телеологическое, нормативное, драматургическое, коммуникативное. Коммуникативное действие относится одновременно к трем областям реальности, так как оно составляет основу жизненного мира. Коммуникативная рациональность Становление человека основано не на производстве средств к жизни (по Марксу) и не на использовании орудий труда (по Руссо), а на использовании языка. Язык представляет собой универсальное средство для понимания. В речевом действии содержаться требования к идеальному действию: сказанное правдиво и правильно, говорящий всегда целенаправлен и правдив. Новое понятие рациональности: коммуникативная рациональность, которая обладает свойством конструирования жизненного мира. В коммуникативном действии люди ориентируются не на внешний успех, а на понимание и согласие. Они и преследуют свои личные цели при условии, что планы их действий согласуются между собой путем совместного определения ситуации. Отсюда возникают общие социальные нормы. В Ю. Хабермас пишет: “Понятие коммуникативного действия в конечном итоге основано на взаимодействии двух способностей субъектов к созданию межличностных отношений - способности к общению (как вербальному, так и невербальному) и способности к действию. Действующие люди ориентированы на понимание по поводу ситуации действия для того, чтобы скоординировать свои действия. При этом центральное место занимает интерпретация, которая направлена на согласие по поводу определения ситуации. В этой модели социального действия язык... играет центральную роль”.[2][1] Такое понятие, как отмечалось, находится в центре теории Мида и Гарфинкеля. Путь решения проблем современности состоит в усилении коммуникативной рациональности. В практическом плане - это защита демократического государства. Чтобы вновь овладеть историческим процессом, следует обратиться к первоначальным замыслам критической теории и реализовать их: Это вопросы о дифференциации системы и жизненного мира, формах интеграции человека и общества, содержании и формах воспитания, функциях искусства и задачах научной критики. Этот тезис направлен против пессимизма Хоркхаймера и Адорно, которые были убеждены в закате культуры. Так как системы не могут обойтись без коммуникации, коммуникация в силах противостоять целерациональности системы. Двухкомпонентная теория общества: система и жизненный мир. Хабермас интерпретирует современность как двухкомпонентную модель "система ― жизненный мир". Он перерабатывает теории Вебера, Дюркгейма, Парсонса, Мида, этнометодологов и пр. с целью разработать свой подход к анализу современности. Капиталистическая современность есть результат односторонней рационализации, Рационализация представляет собой диалектический процесс: Рационализация является предпосылкой современности, но она разрушает коммуникативную структуру жизненного мира. Рационализация ведет к иррациональному ведению жизни: ― овеществление при капитализме, ― овеществление коммуникативных отношений при социализме. М. Вебер не до конца продумал диалектику рационализации. Рационализация жизненного мира - это часть модернизации, и её постоянно оценивают положительно. Опасность заключается в том, что процесс рационализации приобретает собственную динамику, дифференцируется и отделяет себя от жизненного мира. Возникает угроза саморазрушения жизненного мира. В результате возникают формально организованные области действия (система) и жизненный мир, которые противостоят друг другу. Дифференциация этих областей действия имеет преимущества, но разлагает жизненный мир. Системы обособляют себя и становятся безразличными к жизненному миру. Требования системы со стороны экономики и управления проникают в самих людей, овладевают их жизненным миром. Доминирование системы уничтожает традиционные формы человеческой солидарности и ведет к колонизации жизненного мира.
|