Критика бихевиоризма
Видный представитель бихевиоризма американский социолог Б. Скиннер в книге «Что такое бихевиоризм» собрал, «расхожие суждения о бихевиоризме, которые по его словам, являются ложными. Скиннер составил целый «каталог» негативных высказываний о бихевиоризме, которые он оспаривает в своей книге. Бихевиоризм, по мнению его критиков, обладает следующими чертами: 1. игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний; 2. опираясь на тот аргумент, что все поведение приобретается в течение индивидуальной истории, он пренебрегает врождёнными способностями человека; 3. под человеческим поведением понимает просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители, таким образом индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина; 4. не пытается учесть когнитивные процессы; 5. не отводится места для изучения намерений или целевых установок человека; 6. не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках; 7. не отводится место индивидуальному ядру личности или его самочувствию; 8. он по необходимости является поверхностным и не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности; 9. ограничивается прогнозом и контролем поведения человека, и не касается на этом основании сущности человека; 10. работает с животными, особенно с белыми крысами, а не с человеком, поэтому его картина поведения человека ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными; 11. результаты, полученные в лабораторных условиях, не применимы к повседневной жизни. То, что высказывается по поводу поведения человека, поэтому есть лишь необоснованная метафизика; 12. наивен и излишне упрощён. То, что выдаётся в качестве действительных фактов, является либо тривиальным, либо уже давно известным; 13. выглядит скорее наукообразным, нежели научным, и скорее подражает естественным наукам; 14. его технические результаты (успехи), достижимы и посредством использования здорового человеческого рассудка; 15. если утверждения бихевиоризма должны иметь силу, то они должны относиться и к бихевиористски ориентированным исследователям. Отсюда, следует то, о чём они говорят, является неверным, поскольку их высказывания обусловлены лишь их способностью делать такие высказывания. 16. «дегуманизирует» человека, он релятивирует всё и разрушает человека как человека; 17. занимается лишь общими принципами, пренебрегая уникальностью каждого индивида; 18. по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями; 19. рассматривает абстрактные идеи, например, мораль или правосудие исключительно как фикций; 20. безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему. Перечисленные утверждения, полагает Скиннер, представляют собой удивительно неправильное понимание значения и достижений данной научной парадигмы.
|