Социальная структура жизненного мира
Возможность социального взаимодействия в жизненном мире основано на том, что отношения действующих лиц строятся на двух взаимных перспективах. Тезис о взаимозаменяемости перспектив является основным тезисом феноменологической социологии о социальном взаимодействии, он включает две идеализации: · во-первых, идеализацию о взаимозаменяемости точек зрения и, · во-вторых, идеализацию о совпадении систем релевантностей. Первая идеализация предполагает, что другой человек на нашем месте будет воспринимать вещи, исходя из нашей точки зрения, как и мы и что мы, будучи на его месте, будем воспринимать вещи согласно его позиции. Вторая идеализация предполагает, что различия в восприятии и представлениях о социальном мире, возникающие благодаря разной личной биографии, в принципе являются несущественными. Люди действуют в социальном мире и понимают его так, как будто пользуются одинаковыми критериями, имеют одинаковый жизненный опыт.
Темпоральная и смысловая структура социального действия Социальное действие является процессом, в котором что-либо осуществляется. Его результатом является поступок. Шюц рассматривает временную и смысловую структуру социального действия.
Темпоральная структура В социальном действии всегда содержится будущее; в поступке всегда содержится прошлое. Иначе говоря, действие всегда предшествует поступку. С социологической точки зрения интересно отметить, что социальное действие как процесс обладает временной структурой, в которой мыслиться в первую очередь то, что наступает в последнюю очередь, а именно: поступок. Согласно тезису Шюца, прежде чем начать действие, мы должны иметь представление о его результате, то есть о поступке. Поступок является целью, исходя из которой планируется действие. Для ее достижения мобилизуются определенные средства.
Смысловая структура В совместных действиях играют роль и другие допущения, в частности, допущения о мотивах действия. Шюц выделяет два мотива действия: мотив “Для-того-чтобы” и мотив “Потому-что”. Первый мотив относится к проекту действия, второй - к биографической обусловленности установки действия. Как отмечалось, действие всегда ориентировано на результат, который существует в представлении и руководит действием. Каждый шаг социального действия совершается для-того-чтобы получить определенный результат. Мотив “Для-того-чтобы” направлен в будущее. С другой стороны, известно, что наше действие имеет предысторию. За ним стоит накопленный опыт, субъективные структуры релевантности. Поэтому люди не просто действуют, а действуют, потому-что для этого имеются определенные основания. Мотив “потому-что” основан на прошлом.
|