Предварительное понятие этнометодологии
Понятие этнометодологии предложено американским социологом Гарольдом Гарфинкелем, учеником А. Щюца (родился в 1917 г.). Предметом этнометодологии является методы построения повседневных социальных действий. В этнометодологии соединяются феноменологическая социология А. Шюца, американский прагматизм и символический интеракционизм. Общность языка и представление о рациональности Понимание в мире повседневности осуществляется на основе: 1. Общности языка; 2. Представления о том, что мы мыслим и действуем рационально; 3. Верим, что знаем мир другого человека. Основаны взаимопонимания в мире повседневности Люди повседневной жизни применяют определенные приемы взаимодействия, основанные на уверенности во взаимопонимании. Этнометодология выработала 4 объяснения происхождения уверенности во взаимопонимании, каждое из которых представляет собой лишь один аспект смыслового конструирования социальной реальности. К ним относятся: Типизация жизненного мира Истолкование мира основывается накоплении опыта, собственного и приобретенного у других. Опыт превращается в запас знания, который представляет собой опорную схему для дальнейшего истолкования мира.
Идеализация непрерывности и повторяемости Типизация мира повседневности влечет за собой два ожидания: идеализацию “И-так-далее” и идеализацию “Я-могу-это-снова” (Понятийный аппарат А. Шюца) Взаимность перспектив Шюц вводит еще две идеализации, которые определяют наше действие в естественной установке мира повседневности: идеализацию о взаимозаменяемости точек зрения и идеализацию совпадения систем релевантностей. Эти идеализации с точки зрения этнометодологии относятся к так называемым базисным правилам взаимодействия. (Термин Сикуреля). Предмет всеобщего знания В социальном взаимодействии полагается, что есть «вещи, известные всем». Гарфинкель обозначает их термином “common-sense knowlege”. Сюда также относятся принципы обращения со всеобщим знанием в конкретном обществе. Например, каждый знает, что некоторые события относятся к событиям определенного класса. Несомненность мира повседневности Естественная установка в мире повседневности является свободной от сомнения. Повседневная действительность воспринимается в качестве объективной, так как она подтверждается рутинным течением жизни. Прошлые действия можно повторить, они подтверждаются и реакциями других людей. Практические теории в мире повседневности В повседневной жизни мы пользуемся практическими теориями, то есть теориями, направленными на практические действия.
|