Опасности для индивидуальности в массовом обществе и стратегии ее сохранения
· «Хладнокровная разметка» (1952) ― Постепенная подготовка окружающих к смене своей идентичности. Например, постепенная подготовка детьми родителей к уходу из родительской семьи и основанию собственной. Процесс постепенного примирения с ситуацией позволяет избежать резких изменений в самочувствии. · “Создание имиджа” (1955) ― демонстрация окружающим, как следует воспринимать индивидуума. · «Сумасшедший дом» (1961) ― описание стратегии поддержания идентичности в тотальных институтах. · «Ролевая дистанция» (1961) стратегии сохранения суверенитета человека в ролевом поведении в обществе. · “Стигма” (1963) ― описание стратегий поведения с ущербной идентичностью. · «Отношения на публике» (1971) ― рассматривается поддержание идентичности через управление социальным пространством человека. · “Анализ рамок взаимодействия” (1974); «Интеракционный порядок» (1982) · ― рассмотрены взаимные стратегии социального взаимодействия как способ организации идентичности в повседневной жизни. 16.4 «Представление себя другим в повседневной жизни» (1959)
Роберт Парк выдвинул тезис: «Маска - это наше собственное Я.» Гофман сформулировал следующий тезис: когда человек вступает в контакт с другим, он осуществляет контроль над впечатлением, которое он производит на другого человека. Гофман раскрывает технику такого контроля: Вера в свою социальную роль
Некоторые люди искренне верят в реальность своей социальной роли, некоторые, наоборот, совершенно не верят в реальность своей роли. Фасад Стандартный репертуар сознательных и неосознанных приемов самовыражения Гофман обозначает термином “фасад”. (Образ сцены, личный фасад, социальные фасады). В каждом обществе имеется типичный набор “фасадов”, которые удовлетворяют потребности репрезентации людей. Драматургическая постановка Выступления на житейской сцене предполагают воспринимающих “зрителей”. Поэтому люди пытаются продемонстрировать себя как индивидуальность. Тому служит, в частности, драматургическая постановка, которая позволяет превратить “скрытые достоинства человека в явные.” В качестве особой формы драматургической постановки можно рассматривать игру для самого себя. Идеализация Некоторые усиливают ценности, на которых основано их поведение и ожидания зрителей. Такая операция названа Гофманом “идеализацией”. Подчеркивание новых ценностей применяется для того, чтобы укрепить новую идентичность. Например, смена роли школьника на студента.
|