Основы феноменологической социологии в творчества А. Шюца
Феноменология и жизненный мир Шюц основывает свою социологию на феноменологии Э. Гуссерля, согласно которой познающий субъект является первоосновой всякого объективного смыслополагания. К социальному опыту людей относится жизнь в общем, само собой разумеющемся мире. Такой мир называется жизненным миром. Он является простой данностью. Люди обладают по отношению к нему естественной установкой. Жизненный мир является несомненной реальностью. Основной вопрос феноменологии заключается в способах вхождения людей в такую реальность.
Конституирование и конструирование жизненного мира Феноменологическая социология показывает, как сознание конституирует жизненный мир, а следовательно и как его конструирует человек. Мир конституируется путем накопления человеком переживаний. Такие отложения уже создают первичный порядок мира, не осознаваемый в повседневной жизни. Лишь когда возникает новая ситуация, в которой вспоминается первичное переживание, можно говорить об опыте, о сознании. Прежний опыт сравнивается с новым опытом. Сравнение позволяет приписать опыту смысл. Смысл позволяет использовать опыт в будущем. Ожидание относительно будущего действия называется, по терминологии Шюца, проектом.
Структуры жизненного мира В сочинении “Структуры жизненного мира” (1975) дается обобщенное описание жизни человека в мире повседневности, в котором господствует естественная установка. Далее показывается, как человек накапливает социальный опыт и как типичные аспекты опыта превращаются в его запас знаний. Благодаря личному запасу знаний человек создает свой субъективный мир и одновременно познает себя в качестве части всего сообщества наряду с другими людьми. Мир повседневности является наличным бытием уже перед выходом человека на социальную сцену. Он является объективным, в нем уже имеется знание, которое собрано предшествующими поколениями. Человек не может не считаться с этим знанием. Тем самым действительность задает человеку пределы мышления и действия.
Жизненный мир ― мир естественной установки Жизненный мир повседневности представляет собой область действительности, в которой человеку гарантирование взаимопонимание с другими на основе естественной установки. Существуют другие области действительности, которые человек не разделяет с другими. В противоположность этому мир повседневности является самоочевидной данностью. Установка человека по отношению к нему определяется прагматическим мотивом, то есть человек должен и желает действовать в нем.
|