Управление впечатлениями
Действующий человек всегда должен контролировать впечатления окружающих о себе. К помехам тому относятся: · Неловкость; · Действующий недостаточно или, наоборот, чрезмерно увлекается своей ролью; · Действующий выступает “не на той сцене” или “постановка” оказывается неудачной. Ролевая дистанция Индивидуум одновременно совмещает несколько ролей. Роли предъявляют к нему разные поведенческие ожидания, которые не соответствуют с его собственными ожиданиями. В результате человек дистанцируется от ролей. Дистанцирование позволяет активно влиять на впечатление, производимое на других. Дистанцирование является личным средством влияния на определение ситуации, совершаемое другими. Оно позволяет поддерживать собственную идентичность Нечестное исполнение роли Согласно Гофману спектр социальных постановок очень широк и включает в себя не только добросовестное или недобросовестное исполнение роли, но и широкую нейтральную полосу, на которой развертывается искусство извлекать выгоду из неправды, полуправды, намеков, двусмысленной и фигур умолчания. Мистификации Мистификация достигается обычно путем ограничения контакта и сохранения социальной дистанции. Мистификации создаются и путем того, что человек приписывает себе некоторую таинственность. Искренность и наигранность Зрители воспринимают поведение как искренне, если оно протекает как естественная неосознанной реакция. Чем более искусственным является поведение, тем менее искренним оно выглядит. Мы охотно верим в искренность поведения, когда полагаем, что человек вышел из своей ролевой оболочки и открыт для непосредственного контакта. Идентичность как фантом нормальности и фантом уникальности У человека есть потребность продемонстрировать свою идентичность и сохранить ее: никто не желает утратить индивидуальность, и в то же время быть совершенно непохожим на других. Стратегия балансирования между нормативностью и уникальностью представляет собой «стратегию «двойного «как будто», благодаря которой у нас возникает уверенность одновременно в социальной реальности и личной свободе. Оценка теории Сам Гофман дал следующую оценку своей теории: “Разумеется, нельзя считать весь мир сценой, но продемонстрировать это на примерах нелегко”. Именно это положение вещей он и хотел продемонстрировать
Ситуация в российской теоретической социологии. Дискуссии в современной российской социологии (после 1988 г.)
|