Глава 1. Теоретические аспекты гендерного образования в России и в мире
Глава 1. Теоретические аспекты гендерного образования в России и в мире 1.1. Гендерный подход как фактор «историографической революции» Понятие «гендер» сравнительно новый термин в российской науке, пришедший к нам из англоязычной научной литературы. Под данным понятием понимается процесс предписания определенных социокультурных характеристик и ролей мужчинам и женщинам. Это обозначает, что наши представления о мужественности и женственности конструируются обществом, индивидами, культурой. В демократическом обществе все социальные группы являются равноценными и равно значимыми. Гендерные отношения охватывают все сферы нашей жизни, и поэтому необходимо не только существенно изменить многие общественные структуры, но и перестроить сознание людей, свободное от множества предрассудков. Свободному обществу должно быть присуще сознание, свободное от традиционных стереотипов, и необходима колоссальная работа, чтобы сформировать такое сознание у современных российских граждан. Следует отметить, что в настоящее время вся система российского образования находится в ситуации трансформации и происходит разработка новой модели, как среднего, так и высшего образования в стране, поэтому гендерные знания становится необходимой составляющей гражданского образования. Внедрение «гендерной концепции» в нашу жизнь, становится актуальным, т.к. меняется роль женщины: — в семье (главой семьи является и мужчина и женщина; сидит с ребенком и тот и другой). — в обществе (движение по социальной лестнице, в политике, бизнесе и т. д.), Предметом исследования гендерной педагогики наряду с другими выступает проблема коррекции процесса социализации молодежи в зависимости от пола в эпоху глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций. [5] Существует еще одно направление гендерных исследований, именуемое гендерной историей. История женщин как часть междисциплинарного научного направления — «women'sstudies» («женских исследований») сформировалась на Западе в конце 1960 — начале 1970-х годов. В историографии эта тема заявила о себе гораздо раньше — уже в конце XIX в. в связи с первой волной феминизма. Книги по истории женщин публиковались и в 1930—1950-е гг., которые были посвящены жизнеописаниям узкого круга женщин, сыгравших выдающуюся роль в политических событиях или внесших заметный вклад в историю культуры, а обобщающие работы, не имея фундамента специальных исследований, носили откровенно публицистический характер. Бурные общественно-политические процессы 1960-х гг. придали женскому движению небывалую силу. В его рамках новый импульс получило стремление придать феминистскому сознанию собственную историческую ретроспективу. В целом, в истории женщин можно условно выделить три направления, каждое из которых отражает одну из стадий ее развития и одну из сторон ее нынешнего многоликого образа. Принципиальные отличия между ними выступают в формулировке исследовательской сверхзадачи[6]. В первом, раньше всех сформировавшемся направлении, цель познавательной деятельности интерпретировалась как восстановление исторического существования женщин, господствовала до середины 1970-х гг. Приверженцам этого направления удалось раскрыть многие неизвестные страницы истории женщин самых разных эпох, народов и регионов[7]. Представители второго направления, которое выдвинулось на первый план во второй половине 1970-х гг., видели свою задачу в изучении исторически сложившихся отношений господства и подчинения между мужчинами и женщинами в патриархальных структурах классовых обществ. Они стремились связать «женскую историю» с историей общества и объяснить наличие конфликтующих интересов и альтернативного жизненного опыта женщин разных социальных категорий, опираясь на феминистские теории неомарксистского толка, которые вводили в традиционный социально-классовый анализ весомый фактор различия полов и определяли статус исторического лица как специфическую комбинацию индивидуальных, половых, семейно-групповых и классовых характеристик. В этой интерпретации способ производства и отношения собственности оставались базовой детерминантой неравенства между полами, однако ее воздействие осуществлялось опосредованно — через определенным образом организованную систему социализации последующих поколений в той или иной исторической форме семьи, которая могла быть представлена рядом социально-дифференцированных структурных элементов, отражающих классовые или сословно-групповые различия4. На рубеже 1970—1980-х гг. феминистская теория обновляется, существенно расширяется методологическая база междисциплинарных женских исследований, предпринимаются целенаправленные усилия для создания комплексных объяснительных моделей5. Но в построении гендерного подхода, не следует концентрироваться лишь на гендерной истории, т.к. понятие гендер заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть мужское и что есть женское в данном обществе.
|