Терминологический минимум по культурологии
по дисциплине
«Культурология»
Тема: «Правовая культура»
Ростов-на-Дону
Содержание 1. Введение………………………………………………………………….. 3 стр. 2. Основная часть 2.1 Важнейшие принципы современной правовой культуры…………. 4 стр. 2.2 Правовая культура власти и народа…………………………………. 6 стр. 3.Заключение………………………………………………………………... 9 стр. 4. Список литературы………………………………………………………... 11 стр.
1. Введение Тема правовая культура, несомненно, остаётся актуальной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и пр. Это связано, во-первых, с многоаспектностью, неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры общественной, что в свою очередь вытекает из многоаспектности, неоднозначности культуры вообще (что более подробно рассматривается ниже), а, во-вторых, с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, т.к. высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, условием обязательно необходимым для его построения.
2. Основная часть
2.1 Важнейшие принципы современной правовой культуры
Наиболее полно раскрыть сущность правовой культуры позволяет анализ ее структуры. Следует отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования. Следует также отметить, что выделение некоторых из указанных элементов является излишним. Так, оценку права и правового поведения можно давать, выражая свое отношение к праву, правосудию и т.д., т.е. тогда, когда речь идет о правосознании. Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания общества. Правосознание представляет собой результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно воплощается в совокупности знаний и оценок, как самого права, так и реальной практики правовых отношений, существующих в данном обществе. Можно сказать, что правовая культура – это правосознание, реализованное в повседневной жизни (в правовых отношениях, деятельности правовых институтов, поведении людей и т.д.). Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. Правовая культура выполняет в обществе ряд функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую. Первая заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества. Правовая культура общества гарантирует соблюдение объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважение к правосудию, готовности соблюдать и исполнять законы, совершенствование законодательства, повышение уровня правосознания должностных лиц, их убежденность следовать нормам права, эффективность работы правоохранительных органов, наконец, уровень законности и правопорядка.
2.2 Правовая культура власти и народа Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д" насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. В нашей стране правовая культура населения пока еще очень низка и явно не отвечает современным требованиям. Дело не только в глубокой криминализованности общества, но и в том, что даже законопослушные граждане не слишком склонны считаться с законами. И это – одна из главных причин того, что юридические нормы, эффективные в цивилизованных странах, оказываются неэффективными у нас. Можно указать несколько важнейших требований, которым должна удовлетворять современная правовая культура населения и которые в нашей стране сейчас выступают как задачи, пока еще далекие от разрешения. Развитие и совершенствование правовой культуры органов власти способствуют формированию нового социально-правового мышления, коренной ломке устаревших юридических догм и стереотипов, развитию прогрессивной юридической мысли, переориентации властных структур на общечеловеческие ценности. Правовая культура власти, выступая специфическим фактором достижения определенных позитивных результатов в правовой сфере, служит юридическому обеспечению процесса преобразований, достижению нового качественного состояния социальных отношений. Она не приемлет некомпетентность, расхлябанность, организационную рыхлость и произвол. С недостатками правовой культуры органов власти во многом связаны бюрократизм и злоупотребление властью, чинопочитание, бесхозяйственность и безответственность. Иными словами, правовая культура органов власти - важнейшая предпосылка всех российских реформ и преобразований, первейшее условие эффективного управления страной. Без этого невозможно нормальное функционирование государственного механизма. Изучение важнейших социально-правовых явлений с позиций правовой культуры власти позволяет рассматривать ее как специфический субъективный фактор, определяющий поведение участников государственно-властных правоотношений в процессе реализации права. Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве, т.к. полностью не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.). С одной стороны, она создает уникальное сочетание как материальных, так и духовных компонентов. С другой, находится в органичном единстве и взаимосвязи с остальными областями культуры, а именно политической, нравственной, эстетической. Между тем, следует отметить, что в юридической науке нет единого понимания ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры в частности. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалов, правовых норм, обеспечивающих единство правовых институтов. Правовая культура немыслима вне нравственных координат. Возрождение нравственных, культурных ценностей в нашем обществе - непременный элемент не только высокой общей культуры, но и правовой культуры страны в целом и каждого индивида в отдельности. Правовая культура властных субъектов является одним из важных видов профессиональной правовой культуры. Она обладает определенными особенностями, обусловленными спецификой самой власти, повышенной социальной значимостью их публичной деятельности, различным уровнем и профилем образования и другими факторами.
3. Заключение Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Хотелось бы отметить, что философия права дает своеобразное отражение феномена широты рассматриваемого понятия. «Право как культурный феномен – часть общечеловеческой культуры. Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Исходя из вышеизложенного, добиться единообразного определения понятия правовой культуры на сегодняшний день не представляется возможным, поскольку это слишком широкое и неоднозначное понятие.
Список литературы 1. Гуляихин В. Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 4. С. 135—158. 2. Гуляихин В.Н. Нормальное и измененное правосознание человека // Право и политика. – 2010. – № 5. – С. 926-933. 3. Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности // Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Выпуск 1 (5). – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, – 2006. С. 212-218. 4. Гуляихин В.Н. Правовой менталитет российских граждан // NB: Вопросы права и политики.-2012.-4.-C. 108-133. DOI: 10.7256/2305-9699.2012.4.310. 5. Гагин И.А. Правовая культура и ее роль в становлении работника УИС: Уч.-метод. пособие. Книга 13. Рязань, 2005. С. С. 6.
Терминологический минимум по культурологии
1. Аккультурация 2. Ассимиляция 3. Анимизм 4. Антропоморфизм 5. Бифуркация 6. Вестернизация 7. Глобализация 8. Диффузионизм 9. Знак 10. Зооантропоморфизм 11. Игра 12. Идентификация культурная 13. Контркультура 14. Конформизм 15. Культ 16. Культура 17. Культурная картина мира. 18. Культурное наследие 19. Культурогенез 20. Культурный шок 21. Локальные культуры 22. Магия 23. Массовая культура 24. Маргинальная культура 25. Миф 26. Модернизм 27. Народная культура 28. Национальная культура 29. Нормы культурные 30. Обряд 31. Обычай 32. Обыденная культура 33. Парадигма 34. Пассионарность 35. Постмодернизм 36. Постструктурализм 37. Профанный 38. Ритуал 39. Сакральный 40. Семиотика 41. Символ 42. Синкретизм 43. Симулякр 44. Синергетика 45. Срединная культура 46. Субкультура 47. Тотемизм 48. Табу 49. Традиция 50. Ценность культурная
|