Война - это путь обмана»
Однако есть еще один принцип, понимание которого могло бы прекратить множество ненужных потерь. Четвертая теорема Сунь-Цзы: «война любит победу и не любит продолжительности». Строго говоря, это вытекает из определения социальной энтропии как меры нереализованной на личное или общественное благо, но затраченной работы. Всякая война увеличивает социальную энтропию (и, как следствие, меру страдания людей) тем больше, чем она продолжительнее. А потому: Следствие: если нет возможности быстро выиграть войну, следует найти способ быстро проиграть ее, иными словами - быстрый проигрыш приводит к цели войны вернее, чем медленный выигрыш. Данное утверждение совершенно неочевидно. Даже наоборот, большинство людей привыкло считать, что поражение есть синоним гибели. А это не так. Следствие: поскольку своевременный мир может быть заключен только при сохранении нормальных психологических отношений между воюющими сторонами, эмоциональная пропаганда враждебности к противнику недопустима. Подобно тому как логика войны завязана на металогику принятия решения, этика войны также допускает выход в надсистему. И эти две надсистемы - этическая и логическая - оказываются совпадающими. Собственно, в этом нет ничего удивительного. И этика, и логика - лишь стороны одного и того же процесса познания. Обе эти дисциплины изобретены для того, чтобы дать человеку четкие ориентиры поведения в мире. Решая одну и ту же задачу, они не могут не приводить в схожих ситуациях к схожим ответам. Именно поэтому в этически неоднозначной ситуации следует поступать исходя из логического анализа; в ситуации, неоднозначной логически, правильным будет самое нравственное решение. Следствием этого можно считать некую разновидность закона кармы: всякие неэтичные действия (на войне) не могут привести к полезному результату, поскольку у противника обязательно найдется опровержение. Сам факт нарушения законов этики означает, что такое опровержение существует. Дело командира - его найти. К примеру, Помпеи, убегая из Италии во время гражданской войны, объявил, что всякого, кто останется в Риме, он будет считать своим врагом; этим он [567] пытался вовлечь в войну всех граждан Рима. Цезарь смог найти опровержение - он, в свою очередь, объявил, что всякий, кто останется в Италии, будет рассматриваться им (Цезарем) как союзник. Нужно ли говорить, что количество оставшихся намного превышало количество ушедших с Помпеем. Отметим, что закон кармы обратим - этичные действия могут привести к полезным результатам. Так, к примеру, разумное решение вопроса убиев и свебов Юлием Цезарем помогло ему в дальнейшем: германские племена охотно сдавали ему внаем свою конницу, которая была для него очень важна, особенно во время общегалльского восстания 52 г. до н. э. А переход на сторону Цезаря общин в гражданской войне во многом был связан именно с политикой «милосердия» по отношению к врагу. Таким образом, непрямое действие, которое призвано прежде всего избежать прямого столкновения и, как следствие, сохранить в целости как свои силы, так и силы противника, является наиболее предпочтительным.
|