Предмет и метод
В целом методология теории Мальтуса соответствовала общим принципам классической политэкономии, но по сравнению с другими ее представителями, считавшими предметом изучения в первую очередь производство (предложение), Мальтус уделял также большое внимание потребительскому спросу. Основные теоретические положения: 1. Главная теория Т. Мальтуса - закон народонаселения, который послужил началом нового направления в экономической теории - мальтузианства. Т.Мальтус считается основателем демографической науки, поскольку одним из первых пытался доказать, что рост населения происходит быстрее роста производства, поэтому со временем на каждого человека будет приходиться все меньше продукта, и поэтому будут нарастать противоречия между людьми, классами и странами. Английский экономист отмечает, что если рост населения не задерживается какими-либо причинами, то население будет удваиваться каждые четверть века и, следовательно, возрастать в геометрической прогрессии. Подсчитано, что если бы человеческий род, произошедший от Адама и Евы, со дня Сотворения мира (7512 лет) размножался со скоростью 1 % в год, то в «настоящее время Земля представляла бы из себя шар из человеческих тел. Основные положения теории Т. Мальтуса можно сформулировать следующим образом: o Способность человека к воспроизводству рода превышает его способности к увеличению необходимых продуктов питания. o Существуют естественные ограничители увеличения населения. Увеличение населения наталкивается на ограниченность средств существования. К ограничителям роста населения (препятствиям), по Т. Мальтусу, относятся: o Во-первых, снижение рождаемости (препятствия предупредительные (превентивные), вызываемое моральными ограничениями такими как, например, отказом от раннего вступления в брак). o Во-вторых, рост смертности, к которой ведут и порочная жизнь, и вредные для здоровья занятия, тяжкий труд, дурное питание детей, нищета, болезни, эпидемии, чума, голод. o В - третьих, недостаток продуктов питания (препятствие непосредственное) В частности, Т. Мальтус отмечал: «История почти всех эпидемий показывает, что наибольшее число жертв приходится на те низшие классы общества, которые плохо питаются и живут скученно.; Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования». Английский экономист замечает также, что средства существования, в отличие от населения, возрастают в арифметической прогрессии. Причиной отставания производства средств производства от роста населения является снижающееся плодородие почвы, т.е. увеличение затрат на обработку участка земли приносит относительно меньшее приращение продукта. В дальнейшем данное положение экономисты пытались доказать при помощи метода «приведения к нелепости»: если бы увеличение затрат приводило к пропорциональному или увеличенному приросту продукта, то хлеб, необходимый для прокормления всего человечества, можно было бы вырастить в цветочном горшке. Здесь даже И. Христос, накормивший пять тысяч человек (не считая женщин и детей) пятью хлебами и двумя рыбами, отдыхает. Способами решения проблемы увеличивающегося населения, по Мальтусу, являются: o выселения; o принудительное использование труда бедных; o сокращение размеров пожертвований по отношению к бедным. o В своей книге ученый впервые использовал категорию «борьба за существование», которая затем была использована биологом Ч. Дарвином в его «Происхождении видов», а ныне является одной из основных категорий теории эволюционной экономики. В заключение работы сам ученый признается: «Весьма возможно, что, найдя лук согнутым в одну сторону, я чрезмерно перегнул его в другую из желания выпрямить его». Учение английского экономиста сразу после его появления было воспринято в штыки и общественностью и многими специалистами: «не было ни одного учения, более опозоренного, чем учение Мальтуса; проклятия не переставали сыпаться на его голову. Уже его современник, Годвин, назвал «этим мрачным и ужасным гением, готовым погасить всякую надежду рода человеческого». По мнению одного из критиков, «Мальтус удачно обрисовал лабиринт, в котором блуждает человечество, но указал только одну калитку, забыв про остальные». Практики относились к проблеме несколько иначе: премьер-министр Англии У. Питт в 1796 г. заявлял, что человек, обогативший Британию несколькими детьми, вправе рассчитывать на ее помощь, Наполеон I предлагал взять на себя содержание одного ребенка в семье, в которой имеется семь мальчиков. Тем не менее, Т. Мальтус вовремя забил тревогу, так как действительно «приблизительно с середины XVIII века население стало увеличиваться в геометрической прогрессии». В настоящее время, несмотря на пророчества Т. Мальтуса, уровень жизни населения Европы не ухудшился, хотя население выросло за два века в 5 раз. В то же время, проблемы роста населения и его прокормления являются животрепещущими для большинства азиатских и африканских государств. 2. Стоимость и распределение доходов. Мальтус разделял теорию стоимости, определяемой издержками капиталиста, с вытекающей отсюда теорией распределения (см. теории Смита и Сэя). 3. Реализация продукта. Мальтус критиковал теорию Сэя, согласно которой спрос всегда равен предложению. При этом он указывал на следующее: во-первых, равенство предложения и спроса по стоимости не обязательно должно совпадать по натуральной структуре и, во-вторых, богатые слои общества не всегда полностью используют свои доходы на потребление, а образовавшиеся сбережения не всегда являются отложенным спросом. «Страсть к накоплению, — писал он, — должна неизбежно привести к количеству продовольственных товаров, которые общество не в состоянии потребить». Этот тезис об отставании спроса в результате склонности к сбережению стал впоследствии ключевым в теории Д. М. Кейнса. Одновременно Мальтус указывал на возможные способы увеличения спроса. Во-первых, это более равномерное распределение богатства (доходов) среди членов общества. В то же время Мальтус был против излишней уравнительности, поскольку более крупные капиталы и, следовательно, предприятия имеют больше возможностей технического прогресса. Во-вторых, развитие торговли, прежде всего внешней, расширяет рынки сбыта и в то же время дает возможность получать продукты по более низкой цене. Ив-третьих, потребление непроизводительных классов, т.е. чистых потребителей, способствует сбыту продукции производительных классов. Здесь Мальтус выступает против утверждения Сэя о том, что «потребление чистое и простое... ни в чем не содействует богатству страны», где речь идет, прежде всего, о земельных собственниках, «паразитическое» существование которых критиковали Смит, Сэй и рассматриваемый уже Рикардо. В итоге Мальтус, хотя и указывал на факторы, которые могут повредить полной реализации, признавал ее существование как равенство предложения произведенных продуктов и спроса, выраженного в доходах всех членов общества. 4. Производительный труд. Так же как и Смит, Мальтус считает производительным трудом только в сфере материального производства, хотя труд за ее пределами тоже считал полезным, поскольку он увеличивает спрос и, следовательно, реализацию результатов производства.
|