Назовите представителей и основные идеи социологии марксизма
Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Основные труды: «Капитал», «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии». Изучая марксистскую социологию, необходимо обратить внимание на следующие важные теории и понятия: материалистическое понимание истории, теория классовой борьбы и социалистической революции: учение о диктатуре пролетариата и построение бесклассового, коммунистического общества и другие. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой.. Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что социальное знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают. Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. В социальной сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник социального развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться. Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.
Определите содержание психологических концепций в западноевропейской социологии. Наиболее известным представителем психологического направления в западной социологии является Габриэль Тард (1843—1904), французский социолог и один из основоположников социальной психологии. Он внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Тард исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заражения и внушения, а также способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования — анализа исторических документов и статистических данных. Г. Тард — автор книг: «Законы подражания» (1890 г.); «Социальная логика» (1895 г.); «Общественное мнение и толпа» (1902 г.); «Социальные этюды» (1902 г.) и др. Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В то же время общество — это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний, которое совершается, по Тарду, через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, намерений и т. д. Исходя из этого, он поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии. От индивидуальной психологии социальная психология отличается, по Тарду, тем, что занимается исключительно отношениями нашего «Я» к другим «Я», их взаимным влиянием. Г. Тард общественные процессы объяснял действием психологического механизма подражания. Взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому, —- вот, по Тарду, характерная модель социального бытия вообще. Общие законы социологии, охватывающие все. три базисных социальных процесса: адаптация, повторение и оппозиция, Тард делит на логические и внелогические. Логические законы объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие — нет, насколько назрела потребность в данном новшестве, совместимо ли оно с уже существующими знаниями и представлениями (логический союз) или же вступает с ними в конфликт (логическую дуэль). Для развития социологии важным выводом из анализа Тардом процессов подражания является косвенное признание и постановка им проблем социализации, в обществе, интернализации социо-культурных норм посредством социального взаимодействия. Кроме того, акцентирование внимания на феномене подражания являлось по существу теоретической основой, исходя из которой он пытался анализировать и объяснять одну из главных социологических проблем — как индивиды объединяются в социальные группы и общества. Интерпретируя социальную жизнь исходя из феномена подражания, он тем самым пытался избежать сугубо индивидуалистических и биологизаторских подходов к обществу. Большое внимание уделял Тард изучению «психологии толпы». Исследование толпы в 80—90-е годы было одной из центральных проблем, и ею занимались многие ведущие социологи (итальянец С. Сигеле, французский социолог Г. Лебон, русский социолог Н. Михайловский и др.).толпа». Тард ее определил как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием». Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно. Бороться с толпой таким путем — это все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем, топаньем заглушает всех, кто не умеет ей угодить. Причем чем многочисленнее толпа, тем ниже ее уровень. Собравшись в большом количестве, толпа, из кого бы она ни состояла — из профессоров или кочегаров, прежде всего теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует. А в этом отношении, по Тарду, кочегар и профессор ничем не отличаются, оба чувствуют одинаково. То есть толпа делает из человека автомат, ослабляя или уничтожая его индивидуальность.2 Этим социально-психологическим фактам коллективного поведения его соотечественник Г. Лебон (1841—1931) придал вид целой социологической теории социально-исторического развития. Работы: «Психология толпы», «Психология народов и масс». Отождествляя массу с толпой, -он предвещал наступление «эры масс» и следующий за этим упадок цивилизации. По Лебону, в результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации современная жизнь все более определяется поведением толпы, которая всегда представляет слепую разрушительную силу. Ибо, как уже отмечалось, в толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества, так как ими управляет закон «духовного единства толпы». Лебон считал, что решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Он выступал против идеи социального равенства и демократии, доказывал, что все достижения цивилизации — результат деятельности элиты. Революцию он считал проявлением массовой истерии.
|