Определите специфику эволюционно-психологического направления в американской социологии
Основателем психологического эволюционизма в американской социологии считается Лестер Френк Уорд. работы: «Динамическая социология»,«Очерки социологии». Уорд принимал многие положения Конта и Спенсера, вместе с тем отвергал свойственный Спенсеру биологизм и взгляд на развитие общества как на чисто естественный процесс.Как считал Уорд, социальная эволюция у Спенсера есть по существу дела эволюция 'безличная, она выступает как саморазвитие общества, в котором сознательной и целесообразной деятельности людей как бы совершенно нет места. Он критикует его за то, что его эволюция является процессом чисто генетическим, как будто в истории общества все делается силою одной природы и ничего не производится человеком. Уорд отрицательно относится к идее Спенсера и его попытке проводить постоянные аналогии между обществом и организмом. В целом идею биолого-эволюционной школы американский социолог называет не только теоретически ложной, но и практически вредной. Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии и сосредоточил свое внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни. По Уорду, с возникновением человека первоначально единая эволюция раздваивается и спонтанное развитие стихийных сил(генезис), дополняется осознанными действиями человека, преследующего определенные цели.Уорд проводит грань между «естественным» прогрессоми «искусственным», связанным с активной деятельностью людей. Первичной социальной силой, являются желания, в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни. Он считал труд неестественной и тягостной обязанностью, обусловленной только внешней необходимостью. Хотя собственность и стремление к обогащению, несмотря казались ему неизменными стимулами общественного развития, поскольку они, по его мнению, связаны с имманентным (то есть внутренне присущим) человеческому сознанию эгоизмом, а конкуренция — естественным законом развития. На базе первичных потребностей формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деятельности человека и обеспечивает на уровне «индивидуального телезиса», развитие общества. Причем Уорд придавал чувствам, как фактору социального развития, большее значение, чем разуму. Он писал: «Все великие движения в истории предваряются и сопровождаются прежде всего сильными чувствами». Именно те люди, по Уорду, чувства которых были наиболее сильными, оказывали величайшее влияние на образ жизни и характер общества. Как он заключает, «чистого интеллекта никогда не бывает достаточно, чтобы сдвинуть с места большинство». Его идеи получили свое дальнейшее развитие в работах Гиддингса. Его взгляды прошли длительную эволюцию. Он своеобразным способом охватил психологический подход к исследованию общества, анализировал социальную структуру общества, дал широкий анализ социальных процессов и общественных изменений, а также использовал в своей научной деятельности как качественные, так и количественные методы обработки социальной информации.Общество, как он считал, есть организация, отчасти создание бессознательной (физической) эволюции, отчасти результат сознательного плана. Следовательно, социология «должна соединить в себе как субъективное (психическое), так и объективное объяснения». Он подчеркивал, что социальный разум есть явление, обнаруживающееся во взаимодействии многих индивидуальных разумов. Причем, они воздействуют друг на друга так, что «одновременно чувствуют одинаковое ощущение или эмоцию и приходят к одинаковому суждению или согласованному действию». Продуктами социального разума являются общественное мнение и традиции, коллективные настроения и желания, социальные оценки и ценности. Гиддингс пытался анализировать и социальную структуру общества, в которой выделял три класса:1) «жизненные классы», или демографические, которые различались по темпам смертности, и рождаемости;2) «классы личностей», различающиеся по степени одаренности (гении, таланты, нормальные люди, уроды);3) «социальные классы».Эта последняя группа характеризуется степенью развития у индивидов «сознания рода» и разделяется им на четыре типа: во-первых, «социальный класс», состоящий из людей, активно защищающих и улучшающих существующий общественный строй; «несоциальный класс», состоящий из тех, кто тяготеет к узкому индивидуализму и равнодушен к общественным делам; «псевдосоциальный класс», состоящий из бедняков, стремящихся жить за счет общества; наконец, «антисоциальный класс», состоящий из инстинктивных и привычных преступников, у которых почти исчезло сознание рода и которые ненавидят общество и все его учреждения. Важная роль в развитии психологической концепции в социологии принадлежит Чарльзу Хортону Кули.По его мнению, идея человека о самом себе, его самосознание включает три главных элемента:1) представление о том, каким я кажусь другому лицу;2) представление об оценке, которую другой дает этой моей кажимости; 3) некоторое чувство «Я» вроде гордости или унижения. Это понятие отраженного или зеркального «Я», констатирующее зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и его собственной оценки, Кули распространил на всю сферу общественных отношений. Но если общество складывается из взаимных психических реакций людей друг на друга, то и наибольшее значение в жизни общества должны иметь межиндивидуальные отношения, которые складываются в «первичных группах»(малые группы, неформальные группы).Первичная группа, которая основой формирования идеалов, ценностных установок и социальной природы индивида характеризуется непосредственностью ассоциации (отношение «лицом к лицу»), относительной устойчивостью, небольшим числом участников и интимностью: семья, «соседство», «игровые группы» и т. д. Основные общественные связи и социальные организации, как он считал, вырастают на базе идей, заложенных в первичных группах. Правда, Кули признает, чтб первичные группы не независимы от общества и до некоторой степени отражают его дух. Но вместе с тем он подчеркивал, что эти группы являются внеисто-рическими, универсальными и составляющими главный базис того, что универсально в человеческой природе и человеческих идеалах. Его позицию, конечно, можно подвергать критике, но факт, открытия этих взаимоотношений и постановка их исследования на практическую основу заслуживает признания. Психологическая социология привлекла большое внимание к исследованию таких проблем как общественное мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и эмоционального моментов в общественной жизни, формирование социального самосознания индивида и группы и ряд других.
|