Охарактеризовать концепцию идеального государства в произведениях С. Ореховского
Среди украинских гуманистов XVI в. Станислав Ореховский-Роксолан (1513--1566) занимает особое место. Значительными произведениями В. Ореховского-Роксолана считаются \"О турецкой угрозе\", \"О целибат\", \"Отступничество Рима\", \"Напутствие польскому королю Сигиз-мунду Августу\" "О естественное право\", из которой до нас дошли лишь отдельные отрывки, ряд писем речей, памфлетов. Эти работы пользовались популярностью в Западной Европе, неоднократно переводились.
В середине XVI в. разрабатывал идеи естественного права, общественного договора. Он обосновал положение, согласно которому королевская (государственная) власть дана не Богом, а возникшая вследствие договора между людьми, которые слушаются короля добровольно. Закону, который служит гарантией развития и существование государства, должны подчиняться все, даже короли. По мнению С. Ореховского, естественное право (закон) важнее от законов, которые регулируют отношения в обществе, поэтому их за необходимости можно изменить. Для государства принципиально важно заботиться об образовании граждан: «Ведь никто ничего не сделает полезного даже в самом незначительном искусстве, если не будет учиться». Понятие Бога он выводил из античной науки, считая, что идеальное царство можно создать только сочетанием учение Христа с античной наукой. Обоснование принципов правового государства помещены в произведение Ореховского - Роксолана «Напутскиепольскому королю Сигизмунду-Августу». Он отмечает исключительную роль нравственности и образованности монарха. Ореховский говорит: «короля выбирают для государства, а не государство ради короля существует». В основе функционирования христианского государства, по его мнению, должно лежать соблюдение права, ибо то королевство будет образцовым, в котором все стабильно, полезно и правильно для каждого одновременно и правомерно. Однако, для своего времени, когда в развитых странах Западной Европы основные усилия сосредоточены на теоретическом обосновании абсолютизма, позиция Ореховского была очень прогрессивной
Проанализировать государственно-конституционные акты казацко-гетманского периода относительно проблемы суверенитета Украины и организации властных отношений за Мартовскими статьями (в 1654 г.), Гадяческим договором (в 1658 г.) и Конституцией П. Орлыка (1710 р). В качестве актов конституционного характера в историко-юридических исследованиях рассматриваются договоры времён становления Гетманского государства, которое построил Богдан Хмельницкий. Новые отношения между Украиной и Россией были юридически оформлены договором 1654 г., который состоял из двух документов. Это, во – первых, «Мартовские статьи» Богдана Хмельницкого, где были сформулированы условия, на которых Украина объединялась в союз с Московщиной, и, во-вторых, жалованные грамоты царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и Войску Запорожскому. В этом документе за Войском Запорожским закреплялись широкие права: «выбирать гетмана, самим между собой, по древнему обычаю», самостоятельно осуществлять судопроизводство, иметь связи с другими государствами (только для отношений с Польшей и Турцией надлежало получить согласие царя), взимать налоги для украинской казны и содержать 60-тысячное войско. Но дальнейшая практика отношений с Россией показала коварство ее политики, на самом деле направленной на нарушение договорённостей, уничтожение каких-либо признаков самостоятельности Украины, постепенное, но неуклонное превращение её в обыкновенную провинцию Московского государства. Это, естественно, возбудило противодействие, привело к возрождению идеи самостоятельности украинского государства, которая нашла своё воплощение в «Пактах и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского», которые были написаны Гетманом Войска Запорожского Пилипом Орлыком и приняты 5 апреля 1710 г. в Бендерах. По своему содержанию этот документ можно расценивать как первую в Европе конституцию в современном её понимании. По существовавшим тогда традициям «Пактах и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского» были облегчены в форму договора между властью (гетманом) и народом Украины (Войском Запорожским) и состояли из преамбулы и 16 параграфов, в которых были зафиксированы основные принципы организации и функционирования Украинского государства. В преамбуле, с целью обоснования естественного права украинского народа на собственное государство, приводился исторический миф о «хозарах-казаках», которые, якобы, ещё до Владимира Великого приняли христианство и основали казацкое государство. Провозглашался курс на выход из союза с московским царём. Закреплялось господствующее положение православия в украинском государстве, четко определялись его границы, обусловленные Зборовским соглашением 1649 г. Закрепляя принципы функционирования государственных органов, Конституция Пилипа Орлыка исходила из необходимости разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Законодательная власть передавалась Раде, в которую входили полковники со своей старшиной, сотники, генеральные советники всех полков и послы от Низового Войска Запорожского.Исполнительная власть принадлежала Гетману, но самые важные вопросы он должен был согласовывать со старшиной.Конституция Пилипа Орлыка действовала на Правопобережной Украине до 1714 г.
|