Объяснить сущность и генезис этнонациональных сообществ, основные теории и средства формирования наций
Этнос - это наиболее древнее, естественное и стабильное сообщество, постоянная движущая сила, действующая на исторической арене. Виды этнических общностей • Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). • Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов. • Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой. • Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. К признакам этноса, согласно Э. Смиту, относятся единое название, наличие мифов об общем происхождении, общая историческая память, единая «историческая территория», элементы общей культуры (язык, обычаи или религия), и чувство солидарности с другими членами данного этноса. Польский историк А. Белинский отмечал, что этнос - это «группа людей, соединенных кровными, биологическими связями». Другой вариант определения этноса - это устойчивое культурное сообщество, которое имеет общую историческую территорию, общие культурные и психологические черты (историческую память, язык, религию), которые формировались в течение столетий. Этнос по Гумилеву - это географическое и биофизическое явление в социальной оболочке. Таким образом, в этносе действуют не только социальные, но и биологические законы, в том числе инстинкт самосохранения и борьба за выживание. Этнос формируется из лиц общего происхождения по принципу комплиментарности (симпатии или антипатии к другим людям). Другой важной категорией этнополитики является нация. К характерным чертам нации относятся подчинение всех ее членов единому правительству; проживание на одной территории; общие язык, литература, обычаи; общее происхождение и история; особый национальный характер; единая религия; общие интересы; уважительное отношение между людьми; чувство гордости к достижениям и печали к неудачам национальной политики; равнодушие или враждебность к другим национальностям. Главное для нации - сохранение ее идентичности и культурной самобытности, свободы самовыражения, создание и сохранение собственного государства и установление хороших отношений с другими нациями и государствами. Существует несколько теорий нации. 1.Политическая теория нации Родоначальником ее считается голландский философ Гуго Гроций (XVIII в.). Согласно этой теории, нация - политическая общность, которая имеет собственное государство или стремится реализовать свое право на самоопределение и борется за его создание или возрождение. Она объединяет всех граждан государства, независимо от их этнического или социального происхождения. Это «социальная нация», «нация-государство», «политическая нация». Ее объединяют общий язык, общие символы, лояльность к государству и его законам, единая воля, интересы, общие надежды на будущее. 2.Психологическая теория нации Ее автор - французский ученый Эрнест Ренан (XIX в.). По его мнению, Нация - большая группа людей, объединенных духовным принципом, большой солидарностью и моральным сознанием; общей национальной психологией, национальным характером, национальной солидарностью, национальной волей, национальным сознанием и другими чертами чисто психологического характера. Решающий фактор в существовании нации - не внешние объективные черты, а субъективные убеждения. 3.Культурологическая теория нации Австрийский ученый Карл Реннер (XIX в.) считал, что нация - это культурное сообщество. Для ее возникновения необходимы «общий литературный язык», «развитая национальная литература», «национально-духовная культура»; таким образом, «нация - это союз одинаково думающих и одинаково говорящих людей». Согласно своей теории, Реннер утверждал, что введение государственного языка в многонациональной стране будет проявлением господства, а не равенства, может вызвать в обществе враждебность и сепаратистские настроения. 4.Историко-экономическая теория нации Ее творцами стали теоретики марксизма-ленинизма, среди них Карл Каутский и И.В. Сталин. Согласно марксистскому учению, нация - категория историческая, возникшая вследствие развития капитализма. Главное условие ее формирования - общие экономические связи и общие классовые интересы. Ненаучным является деление наций на «исторические» и «неисторические», то есть находящиеся на магистральном пути общественного прогресса и на его обочине; на «революционные» и «реакционные», на «буржуазные» и «социалистические». На основе приоритета классовых интересов над национальными марксисты делали вывод, например, о существовании двух культур - угнетенных масс и господствующих классов - в каждой национальной культуре. 5.Этническая теория нации Начало ее разработки принадлежит немецкому ученому Иоганну Гердеру (XVIII в.). Понятие этнической нации употребляется в случае, если нация складывается из одной этнической группы. Нация - крупное, историческое, динамичное, цивилизованное сообщество граждан, часто полиэтничное, но объединенное вокруг какого-либо одного этноса, с национальным языком внутреннего государственного общения (возможно, одним или несколькими локальными официальными языками), как правило, с собственной территорией, общими интересами, единой волей быть единым целым; единой национальной культурой (как синтезом нескольких этнических культур), сознанием общности прошлого, современного и особенно будущего и одновременно собственной самобытности и общим названием.
Согласно современной трактовке, нации делятся на три группы: 1.Полномасштабные (политические и этнические). 2.Государственные (политические) нации - в государствах, не имеющих единого языка. 3.Этнические - имеющие язык, но не имеющие государства.
|