Несколько иной подход использовал при описании личности Р.Б.Кеттелл, который полагал, что среди черт личности можно выделить поверхностные (вторичные) и порождающие (первичные, исходные), которые, в свою очередь, могут подразделяться на конституциональные, обусловленные генетически, и развивающиеся под влиянием опыта и обучения, т.е., иначе говоря, на темпераментальные и характерологические (5, 7, 10, 14).
В своей эмпирической работе Кеттелл пошел по пути укрупнения групп выделенных Г.Оллпортом эпитетов, относящихся к личности, и выделил 171 группу синонимов, которые затем, в свою очередь, свел к 36 биполярным наименованиям, а затем дополнил их терминами из других исследований до 46 пар.
Система порождающих (исходных) черт личности, согласно Кеттеллу, неоднородна, и включает:
- темпераментальные (конституциональные порождающие) черты, определяющие стиль индивидуального реагирования, такие, как эмоциональную реактивность, скорость и энергию реакций личности на стимулы среды;
- черты-способности, определяющие эффективность реагирования;
- динамические черты, относящиеся к движущим силам реакций и образующие два класса признаков ‑ эрги, врожденные черты, мотивирующие поведение человека (направленность на борьбу и соперничество, стадное чувство, автономия), и сентименты, формирующиеся под влиянием социокультурных норм и включающие также проявления интересов, аттитюды.
Для описания личности взрослого человека Р.Кеттелл считал достаточным 19 выделенных им факторов, а для описания ребенка ‑ всего 12, причем они частично не совпадают. Перечислим эти факторы, указывая их точное научное (техническое), выделенное чертой, и бытовое название. Все факторы имеют положительный и отрицательный полюс, однако это не означает предпочтительности значений: в психологическом плане они равноценны, а положительными или отрицательными могут становиться лишь в контексте определенной ситуации. Факторы, обнаруженные только на детской выборке, выделены жирным шрифтом (9).
Помимо приведенных в таблице в многоуровневой структуре личности существуют 4 фактора второго порядка (экстраверсия ‑ интроверсия, тревожность ‑ приспособленность, cortertia ‑ pathemia (живость коры головного мозга), независимость ‑ покорность), которые получены в результате факторного анализа данных первичных факторов и вычисляются арифметически, и 5 факторов третьего порядка, которые изучаются в основном в научных исследованиях (сила нервной системы по возбуждению, самокритичность, уровень ответственности, забота о самом себе, степень социальной адаптации) (7, 9).
Разработанный для диагностики структуры личности опросник (16PF) очень популярен, что связано с его очевидной неклинической направленностью, и используется в России в трех формах ‑ параллельных формах А и В, содержащих 187 утверждений, и форме С, разработанной в Санкт-Петербурге и содержащей 123 пункта. Существует также детская форма, предназначенная для обследования младших школьников.
Особое достижение Кеттелла состоит в том, что ему удалось провести репрезентативное исследование вклада среды и наследственности в развитие черт личности. Разработав специальную статистическую процедуру обработки данных, полученных с использованием близнецового метода, он оценил наличие ‑ отсутствие генетического влияния на черты, в результате чего было обнаружено, что черты имеют различную природу. Так, например, примерно две трети вариаций интеллекта и уверенности в себе обусловлены наследственностью, в то время как генетическое влияние на нейротизм и самосознание оказывается вполовину меньшим. По оценке Кеттелла, в целом примерно две трети характеристик личности определяются влиянием окружающей среды и одна треть ‑ наследственностью (12).
Стремление к более четкому отделению факторов среды и наследственности породило множество дополнительных исследований, которые, однако, привели к противоречивым данным. Показатели наследуемости достигают значимого уровня лишь по немногим показателям (у разных авторов отмечается сходство в монозиготных парах по факторам С, F, I, J, О, Q2, Q3, Q4), однако они не согласуются между собой. Многие исследователи отмечают значительный вклад близнецовой ситуации в сходство ‑ различие наблюдаемых черт.
Поэтому ряд исследований был посвящен изучению именно этого обстоятельства ‑ типа внутрипарных отношений. Было убедительно показано, что решающим, по-видимому, оказывается пол монозиготных близнецов. Так, у женских пар обнаружено значимое сходство по 12 факторам, а у мужских ‑ всего лишь по 7. По сути, полученные результаты лишь уводят от решения проблемы среды ‑ наследственности в область чисто ролевых отношений, причем одно из возможных объяснений состоит в том, что девочки, по-видимому, оказываются более чувствительными к влиянию социальных представлений о том, какими должны быть близнецы. То есть наследственность и социокультурные представления в данном случае «работают» на один и тот же результат. С наибольшей уверенностью можно говорить лишь о генетической обусловленности черт, связанных с социальной экстраверсией (общительности, активности, невротизма), однако с возрастом степень генетической обусловленности постепенно уменьшается (7, 14).
Кеттелл внес также значительный вклад в изучение действия социальных групп, к которым принадлежат люди (диапазон изменчивости черты внутри группы называется синтальностъю ‑ sintality), также развивая мысль Оллпорта о существовании общих и индивидуальных черт.
35. Теория пяти факторов «Большая пятерка».
И, наконец, еще одна попытка создания факторной теории личности была сделана в конце 80-х гг. в рамках так называемой «лексической модели», продолжающей исследования Г.Оллпорта, Р.Б.Кеттелла, Л.Терстоуна (7, 9). Основная идея данного подхода состоит в том, что все существенные психологические и поведенческие различия обязательно фиксируются в языке, а значит, достаточно изучить бытовые и литературные выражения, относящиеся к человеческому облику, чтобы быть уверенным в отражении системообразующего ядра личности. Ограничение подхода состоит в том, что трудно определить соотношение между собой различных характеристик без введения «вертикального» и «горизонтального» измерений, задающих основу иерархии внутри системы личности. Модель основана на тех переменных, которые наиболее популярно представлены в языке; «языковую личность» представляют состоящей из 5 наиболее устойчиво определяемых факторов. К ним можно отнести следующие:
- Экстраверсия (вовлеченность) ‑ общительность, напористость или спокойствие, пассивность.
- Доброжелательность (приятность) ‑ доброта, доверчивость, теплота или враждебность, эгоизм, недоверчивость.
- Добросовестность (надежность) ‑ организованность, основательность, надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность.
- Эмоциональная стабильность ‑ расслабленность, уравновешенность, устойчивость или невротизм ‑ нервозность, удрученность, раздражительность.
- Культурность, открытость к опыту ‑ спонтанность, креативность или ограниченность, заурядность, узость интересов.
К настоящему времени пятифакторная модель, или Модель Большой Пятерки (FFM, five factor model) получила свое подтверждение и благодаря психометрическим исследованиям; она является наиболее разрабатываемой, потому что выделенные факторы обладают высокой конвергентной валидностью, проявляясь в различных подходах.
Постулаты пятифакторной теории личности заключаются в следующем.
1. Все взрослые люди могут быть охарактеризованы специфической комбинацией личностных черт, влияющих на мысли, чувства и поведение (об индивидуальности).
2. Изучаемые черты личности есть эндогенные базовые тенденции (о происхождении).
3. Черты развиваются в детстве, окончательно формируются во взрослом возрасте и сохраняют свою неизменность у адаптированных субъектов (о развитии).
4. Черты организованы иерархически, от узких и специфичных до широких, более общих диспозиций (о структуре).
Необходимо отметить высокое внутреннее (содержательное и методологическое) сходство обсуждаемых моделей со специальной теорией индивидуальности, развиваемой в отечественной психологической науке. В то же время важно осознавать, что теории черт ‑ это «промежуточный», между типологическим и идиографическим (клиническим), подход к изучению индивидуальности.
Однако любая теория имеет свои ограничения, которые задают пределы ее эвристических возможностей. Поэтому, определив черту как ситуационно устойчивое проявление, следует и это утверждение подвергнуть сомнению (14).
Р.Б.Кеттелл, отдавая себе отчет в трудности прогноза человеческого поведения, предлагал использовать для этого простую формулу, названную им уравнением спецификации:
R = f (S,P), где R ‑ специфическая ответная реакция человека, S ‑ стимулирующая ситуация, а Р ‑ структура личности.
Но, несмотря на поправки, сам факт их внесения отражает принципиальную возможность выделения, изучения, измерения и предсказания черт личности.