В начале определим предмет разговора. Национальная культура—совокупность традиций, морально-нравственных и правовых ценностей, достижений в науке и искусстве определённого народа. Однако стоит иметь ввиду, что культура совмещает в себе как интернациональное, так и национальное, т.е. национальная культура является формой выражения и адоптации интернационального. Кроме того, в современной науке различают понятия «этническая культура» и «национальная культура», которые в обыденном сознании часто выступают как синонимы. Рассматривая этническую (национально-специфическую) культуру, необходимо иметь ввиду, что она представляет лишь одну из сторон существования культуры на определённой территории (например, на территории Беларуси проживают белорусы, поляки, русские, евреи и т.д., каждый народ в отдельности и представляет этническую культуру). Под национальной культурой в широком смысле понимают совокупность этнических культур, исторически включённых в сферу влияния государство образующего этноса. Данный подход отражает процессы интернационализации населения, которые вместе с тем должны вписываться в государственную систему, признающих верховенство определённого господствующего, консолидирующего этноса.
Теперь обратимся к содержанию понятия «национальная идея». Национальная идея может заключаться в совокупности культурных, социальных, политических ценностей, консолидирующих и обособляющих этнос от других, проживающих на данной территории, утверждая его ценность и самобытность. Специфика белорусской национальной идеи в том, что с одной стороны её корни уходят в период формирования белорусской народности и связаны с интеграцией восточнославянской культуры в западноевропейское политическое и культурное пространство, с другой стороны, в результате ополячивания существенной части господствующих сословий, белорусская национальная идея начинает складываться только во второй половине 19в. Однако уже, в начале 20в. Максим Богданович писал: «Беларусы! Мы—вялікі народ, нас дванаццаць мільёнаў, шырока раскінуліся і спралвеку жывём тут. Гэта наш край... Калісьці ў нас было сваё гасударства, скрозь чутно было нашу беларускую гаворку. У ёй пісалі законы, разбіралі справы па судах, вучылі у школах, друкавалі кнігі, спраўлялі набажэнствы ў царквах ды касцёлах. І ўсе размаўлялі па-нашаму: і чыноўнікі, і папы, і паны над панамі, і вялікія князі, што правілі гасударствамі. Праз соткі год жылі мы так..., але, урэшце, перамаглі нас палякі і запанавалі ў нашай беларускай старонцы. А калі знішчылі Польшчу, дасталіся мы Рассіі...». (Хто мы такія?// Багдановіч М. Поўны збор твораў, т. 3.—Мн.—1995, с. 126-127.)
В данном случае мы видим отрицание как теории западноруссизма, утверждавшей подчинённое положение белорусского этноса великорусскому и его принадлежность России, так и великопольскую идеологию, утверждавшую принадлежность Беларуси к Польше. В любом случае это свидетельствовало о становлении белорусской национальной идеи.