Природная терапия: теория и практика
Природная терапия – психотерапевтический метод, относящийся к общей группе креативных терапий (терапий искусством) и предполагающий проведение занятий в природной среде. Природа рассматривается как важный фактор формирования терапевтического пространства и терапевтического процесса [1, 3]. Метод был разработан на основе выполнения докторского исследования, основанного на полевых экспериментах и рефлексивной практике, включающей личный опыт автора [1]. Метод интегрирует элементы креативных и постмодернистских терапий, в том числе, игровой терапии, драматерапии, гештальт-терапии и повествовательной терапии, а также опирается на богатый опыт традиционных ритуалов. Теория и методология природной терапии обосновывает использование природной среды как дополнительного фактора повышения эффективности процессов лечения. Как и некоторые иные постмодернистские психотерапии, обращающие повышенное внимание на роль социальных отношений в развитии состояний дистресса и дезадаптации, природная терапия также рассматривает причины патологий современных людей и пути их преодоления с точки зрения системного психо-эко-социального подхода. Природная терапия связана с представлением, что отчуждение людей от природы и друг от друга, разрушение общинных и духовных основ жизни ведет к развитию психосоциального дистресса, потере смысла жизни и самоуважения, широкому распространению тревожных и депрессивных состояний, чувства одиночества. Это обусловливает необходимость использования новых методов профилактики и лечения психических и психосоматических расстройств, основанных на взаимодействии людей друг с другом и средой обитания и предполагающих восстановление психофизической и духовной целостности. Центральным звеном в теории природной терапии являются представления экопсихологии и глубинной экологии о том, что благодаря восстановлению связи с природой в людях пробуждаются внутренние саногенные, исцеляющие энергии [14, 18]. Автор использует понятие «прикосновение к природе» для обозначения ведущего механизма исцеляющего воздействия в природной терапии. «Прикосновение к природе» означает, что, устанавливая контакт и взаимодействуя с природной средой, человек одновременно входит в более активное взаимодействие с природой в себе самом как важным условием оздоровления, обретения большей аутентичности и повышения качества жизни [1]. Природная терапия уделяет повышенное внимание социальным и средовым факторам здоровья и болезни. Она также рассматривает связь с природой как важнейшее условие адаптивности и стрессоустойчивости людей, опираясь на модель шести основных копинговых факторов [10], связанных с физической, познавательной, эмоционально-волевой сферами, социально-семейным окружением, воображением и духовностью. В тесной связи с научно-техническим прогрессом, современная жизнь требует от людей преимущественно развития познавательных процессов, в то время как другие сферы психического опыта и психические процессу оказываются недооцененными. Однако природная терапия не рассматривает инсайт и когнитивную проработку психологических проблем как приоритетную задачу терапии. Вместо этого, она предусматривает активизацию разных сфер опыта и разных психических процессов в процессе взаимодействия с природной средой, полагая, что это является важным условием повышения адаптивности и стрессоустойчивости, а также предпосылкой психофизической и духовной интеграции. В процессе занятий природной терапией, благодаря прямому контакту с природной средой, реагируя на природные воздействия, участники занятий преодолевают привычные паттерны когнитивной активности, преодолевают защиты и формируют более широкий план жизнедеятельности. Циклические природные процессы, с которыми взаимодействуют участники природной терапии, также являются важным фактором нормализации психической деятельности. Природная терапия имеет много общего с терапевтическими подходами, основанными на невербальной экспрессии и творческой активности – терапией искусством или креативной терапией, особенно драматерапией. Она использует ритуалы, неразрывно связанные с совместной творческой активностью членов группы и их духовными ресурсами. В процессе природной терапии участники занятий взаимодействуют друг с другом, используя творческую активность. При этом искусство выступает важным фактором удерживания опыта, самовыражения и организации группы. Однако участники развивают не только межличностные отношения в группе, но и вовлекаются в творческое взаимодействие с природной средой [1]. Таким образом, природная терапия предполагает взаимодействие между тремя основными участниками процесса – клиентами, терапевтом и природой. Это выступает еще одним важнейшим отличием природной терапии от других методов психологической помощи. Литература 1. Berger R. Nature Therapy – Developing a framework for practice. A Ph.D. University of Abertay, Dundee: School of Health and Social Sciences, 2009. 2. Berger R. & Lahad M. The healing forest – Nature Therapy and the integration of arts for the care of children after crisis. Kiryat Tivon: Akh Publications (Hebrew), 2011. 3. Berger R. and McLeod G. Nature Therapy – A theoretical and practical framework. Social Work Journal. 2007, 46, P. 42-31 (Hebrew). 4. Beringer A. and Martin P. On adventure therapy and the natural worlds: Respecting nature’s healing. Journal of Adventure Education and Outdoors Learning, 2003, 3, P.29-40. 5. Garst B., Scheider I. & Baker D. Outdoor adventure program participation impacts on adolescent self-perception. Journal of Experiential Education. 2001, 24 (1), 41-50. 6. Kaly P.W. & Hessacker M. Effects of a ship-based adventure program on adolescent self-esteem and ego-identity development. Journal of Experiential Education. 2003, 26 (2), 97-105. 7. Kinder D. W. Nature and psyche - radical environmentalism and the politics of subjectivity. Albany: University of New York, 2002. 8. Kuhn J.L. Toward an ecological humanistic psychology. Journal of Humanistic Psychology, 2001, 41: 9-24. 9. Lahad M. Creative supervision. London: Jessica Kingsley Publishers, 2002. 10. Neill J. T. & Heubeck B. Adolescent coping styles and outdoor education: Searching for the mechanisms of change. In C.M. Itin, (Ed.). Exploring the Boundaries of Adventure Therapy. International Perspectives. USA: Association of Experiential Education, 1998. 11. Pilisuk M. & Joy M. Humanistic psychology and ecology. In Schnedier, K.J., Bugental, J.F.T. and Pierson, J.F. (Eds.). The Handbook of Humanistic Psychology. Thousand Oaks, CA: Sage. P. 101-114, 2001. 12. Price R and DeBever M. The Windana therapeutic community's action adventure program. In C.M. Itin, (Ed.). Exploring the Boundaries of Adventure Therapy International Perspectives. USA: Association of Experiential Education, 1998. 13. Roszak T. The voice of the earth. Grand Rapids: Phanes Press, 2001. 14. Roszak T., Gomes M. E., Kanner A.D. Ecopsychology: restoring the mind, healing the earth. San Francisco, CA: Sierra Club Books, 1995. 15. Simpson C.A. and Gillis L. Working with those who hurt others: Adventure therapy with juvenile sexual perpetrators. In C.M. Itin (Ed.) Exploring the boundaries of adventure therapy. USA, Association of Experiential Education, 1998. 16. Taylor E. Transpersonal psychology: Its several virtues. The humanistic psychologist. 1992, 20 (2 & 3), 285-300. 17. Totton N. The ecological self: introducing eco-psychology. Counseling and Psychotherapy Journal. 2003, 14, 14-17. 18. Whitaker P. Groundswell - The nature and Landscape of Art Therapy. In Moon, C.H. (Ed), Materials and media in art therapy: Critical understandings of diverse artistic vocabularies. New York: Routledge, 2010.
|