Предмет и метод социологии
Прежде чем приступить к изложению данного раздела, необходимо напомнить о радикальном различении Зиммелем социологического познания и естественнонаучного. Главная задача социологического исследования, как он полагает, – исследование социальных форм и культурных содержаний, зафиксированных в понятиях, а не установление законов и причинных связей между явлениями. Зиммель резко критикует традицию рассмотрения общества как «сущности» (Спенсер), как «реальности самой по себе» (Дюркгейм), как второй природы (Маркс), отвергает также понимание общества как некоего «мистического единства социальной сущности». Современная социология, полагает он, должна отказаться от приоритета целого (группы, общества). Основанием социологического анализа, началом исследования, как и действительного социального начала, является индивидуальное социальное действие отдельного человека, обусловленное его взаимодействием с другими. Ощутимо и действительно, по Зиммелю, лишь существование отдельных людей, а «возникшая только в результате идеального синтеза совершенно не ощутимая сущность общества не может быть предметом мышления, направленного на исследование действительности» [там же, с. 311]. Общество – это название для суммы социальных взаимодействий. Оно производно от социальных взаимодействий[12]. Следует подчеркнуть, Зиммель настаивал на рассмотрении общества не как простой суммы взаимодействий индивидов, а как сложного структурированного и устойчивого единства – «целом социальной жизни». Поэтому не случайно он постоянно проводит аналогию между обществом и организмом, рассматривая общество как единство, слагающееся из действий людей и групп. Оно есть единство, состоящее из единств и образующееся под действием сил целесообразности, нужды и силы. Можно сделать вывод, что предметом социологии, по Зиммелю является общество, понимаемое определенным образом: как устойчивая совокупность социальных взаимодействий индивидов, структурированная посредством социальных форм. Именно структурированность взаимодействий позволяет обществу быть устойчивым образованием – «отвердевшим» или «сгустившимся» всеохватным социальным взаимодействием, стабильно существующим во времени и в пространстве. Устойчивые социальные формы, в том числе и такие как общество, можно вычислить при условии, что они будут целесообразными. Кроме того, взаимодействие частей должно быть достаточно сильным, а форма должна быть настолько часто воспроизводимой, чтобы ее можно было вычленить как типичную и регулярную. Подобное понимание общества предполагает, по Зиммелю, две основные познавательные процедуры, на которые должен опираться социологический метод. К одной процедуре он относит понимание и интерпретацию содержания форм обобществления, к другой – типологизацию, основывающуюся на факте устойчивости, регулярности, повторяемости социальных форм. В соответствии с этим Зиммель выделяет историческую и чистую или формальную социологию.
|