Социологизм» Дюркгейма
Изложение взглядов Дюркгейма лучше начинать с основополагающего принципа его социологии, обозначаемого часто как «социологизм», выделяя в нем два аспекта: онтологический и методологический. В начале следует прояснить онтологическую сторону «социологизма», а именно признание основательности [1], автономии [2] и первичности социальной реальности по отношению к индивидуальной реальности, её исключительного значения в детерминации человеческого сознания и поведения. Из этого следуют представления о безраздельном господстве «коллективных представлений» над индивидуальными, «коллективного сознания» над индивидуальными. На этом же базируется утверждение Дюркгейма, согласно которому социальные факты обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Из этого можно сделать вывод, что характерной чертой «социологизма» Дюркгейма является «социальный реализм»[3] Раскрывая методологический (философский) аспект «социологизма», следует подчеркнуть, что он тесно связан с онтологическим аспектом и является как бы его обратной стороной. Во-первых, коль скоро общество – часть природы, то подобно наукам о природе познавательной целью социологии провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей (отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий особенно в его ранних работах). Из этого следует основной принцип его методологии, выраженный в знаменитой фразе: «социальные факты нужно рассматривать как вещи». Во-вторых, из признания специфики социальной реальности следует вывод о самостоятельности социологии как науки, ее несводимости к другим наукам, специфике её методологии и понятийного аппарата, а также методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. Следует подчеркнуть, что социологизм Дюркгейма – в той части, где социология признается специфической наукой – дополняется своеобразным социологическим экспансионизмом[4]. Необходимо также отметить, что разработка принципов «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал возможность социологии как самостоятельной научной дисциплины, реализовывалась в полемике с утилитаристкой этикой, биологическим редукционизмом и психологическими направлениями в социологии. Причем критика психологизма осуществлялась им с позиций зарождавшейся тогда социальной психологии[5]. Не забудьте обратить внимание и на то, что под влиянием трудностей методологического характера и критики со стороны других социологов Дюркгейм смягчил в более поздний период жесткость своих первоначальных «социологистских» и антипсихологических формулировок. В этом видится частичное осознание Дюркгеймом того, что социальные факторы влияют на индивидуальное поведение через определенные механизмы интериоризации – ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Отсюда рост интереса Дюркгейма к ценностной проблематике и установка на активное сотрудничество социологов и психологов. Обобщая этот раздел, изложите и поясните видение Дюркгеймом предмета[6] социологии и представления об её основных разделах (социальная морфология, социальная физиология и общая социология). Далее перейдите к основной части его социологической концепции.
|