Постмодернизм в социологии
Постмодернизм рассматривается как теоретическая инновация, которая характеризует будущее общество: либо пришедшее (приходящее) на смену современному обществу, либо готовящееся к этой смене. Полагается, что идут процессы складывания нового мирового сообщества и нового сознания. В основе этого сообщества – рыночная экономика, либерально-демократические институты, культура с оттенком коммерциализации и др. Базирующаяся на них новая цивилизация стремительно расширяет свои границы. Это – глобальный процесс, ускорившийся после крушения общественного строя в СССР и странах социалистической системы. Благодаря этому и другим процессам (например, создание ЕЭС) рушатся всяческие границы, в классическом смысле слова государственность теряет свое значение, все национально-специфическое становится иллюзорным. Такого рода социальные изменения только начинаются, и они являются предпосылкой становления общества постмодерна. В связи с объединительными тенденциями (к примеру, создание единой Европы) отдельные государства уступают место новым структурам. Их особенностью является высокий уровень стабильности и высокий уровень жизни. Для таких стран необходимо новое сознание, являющееся результатом полного отказа от прошлого, потому что в новой глобальной системе – постмодернистском обществе – не действуют старые категории. В глобальной цивилизации не будет гипертрофированного материального потребления, поскольку в наиболее развитых станах рубеж насыщения в этом отношении уже достигнут. В концептуальных построениях постмодернистов речь идет о признании разнообразия векторов развития обществ и культур, об отказе от европоцентристской схемы, «предписывающей» некую общую для всех стран траекторию развития. В отличие от модернизма, опирающегося на идею прогресса, имеющего определенный вектор движения, в постмодернизме утверждается принцип неопределенности направления социального развития. Идея социального прогресса полностью не отрицается, а сочетается с тезисом о наличии поливариантности его путей. На самом деле ставятся под сомнение ответы на вопросы о том, что такое общественный прогресс, и являются ли векторы, избранные различными странами для собственного развития, путями его достижения. В социологии идут дискуссии о содержании постмодернизма и о реальных возможностях реализации постмодернистских проектов. Это можно объяснить тем, что концепции постмодернистов достаточно аморфны, нет четкости в границах и очертаниях их теоретических построений. Надо принимать во внимание также то, что в конце ХХ века положение в мире видоизменялось быстро и динамично, что, в свою очередь, не могло не сказаться на содержании и направленности проекта постмодерна. Можно также отметить, что критика постмодернизма ведется с позиций неомодернизма. К ней можно отнести Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, А, Турена и др. Они полагают, что разговор о постмодерне является преждевременным, так как общество модернистского типа далеко не реализовало свой потенциал. По мнению Гидденса, характерной особенностью этого потенциала является необыкновенный динамизм, который позволяет рассматривать поздний модернизм (рубеж ХХ – XXI вв.) как мир «отказавших тормозов». Он характеризует его и как «общество риска»[28] (в сознании людей понятие риска приходит на смену понятия судьбы). Рассматривая современное общество он называет его «радикальным модерном», где общественное сознание приобретает фрагментарность, нарастает процесс рефлексивности индивидуальных и коллективных акторов. В отличие от Хабермаса и Гидденса, польско-американский социолог З. Бауман, придерживаясь постмодернистской стратегии развития общества, основанной на идеи его декомпозиции[29] и «исчезновения социального»[30], принимает тезис о завершении модерна, что не вызывает у него большого оптимизма. По мнению З. Баумана, «мы живем во времена не столько прогресса, сколько риска…» [Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. № 4. – С. 75]. Обратите внимание и на попытки некоторых (прежде всего американских) социологов, рассматривающих проблему перехода к обществу постмодерна, считать его наиболее целесообразной моделью современное и будущее американское общество. При этом необходимо отметиь, что сама концепция постмодернизма не допускает выпячивания какого-то конкретного общества, какой-то одной страны. Глобальная цивилизация постмодерна представляется как некий сплав всего лучшего, что накопило человечество, включая опыт наиболее развитых стран. Необходимо также отметить, что в более поздних работах появилась еще одна важная характеристика общества постмодерна – глобализация.
|