Капитал и его виды
Предрасположенность агента к тому или иному действию во многом зависит от средств, которыми они располагают. Чтобы обозначить средства, с помощью которых агенты могут удовлетворять свои интересы, Бурдье вводит понятие капитала. Этот термин можно рассматривать как эквивалент понятию ресурсы, что использует Гидденс. Капиталы выступают как «структуры господства», позволяющие индивидам достигать свои цели. Чем больше объем капиталов, чем более они разнообразны, тем легче их владельцам достигать те или иные цели. В работе «Социальное пространство и генезис “классов”» Бурдье выделяет экономический, культурный, социальный и символическийкапитал. [ Бурдье П. Социология политики. – М.: Socio-Logos, 1993. – С. 57]. Экономический капитал представляет собой самые различные экономические ресурсы, которые могут быть задействованы агентом – деньги, разнообразные товары и т.д. Культурный капитал включает в себя ресурсы, имеющие культурную природу. Это образование, авторитет учебного заведения, который окончил индивид, востребованность его аттестатов и дипломов на рынке труда. Составляющей культурного капитала является и собственно культурный уровень самого индивида. Социальный капитал – средства, связанные с принадлежностью индивида к конкретной социальной группе. Принадлежность к высшему классу, например, дает индивиду больше властных возможностей и жизненных шансов. Символический капитал – это то, что обычно называют именем, престижем, репутацией. Человек, узнаваемый на экране, обладает большими ресурсами, чтобы добиться своих целей, чем те индивиды, которые популярностью не обладают. Практически все капиталы обладают способностью конвертироваться друг в друга. Например, обладая символическим капиталом, можно подниматься вверх по социальной лестнице, обретая тем самым и социальный капитал. Экономический капитал прекрасно конвертируется в политический – представители бизнеса имеют возможность либо прямо, либо опосредовано добиваться принятия необходимых политических решений. Только культурный капитал имеет относительную самостоятельность. Даже имея большой объем экономического капитала, не так-то просто обрести культурный капитал. При этом надо иметь в виду примечание Бурдье, что «капитал не существует и не функционирует, кроме как в отношении к определенному полю». Капиталы дают агентам власть над теми, у кого их меньше или у кого их вовсе нет. Вполне понятно, что характер действий у индивидов, обладающих бόльшим объемом капитала, будет иной по сравнению с теми, у кого капитала меньше. Объем и структуру капиталов не так уж сложно вычислить эмпирически. Этот факт придает теории Бурдье практическую направленность. Суть методологической стратегии, предложенной французским социологом, сводится к следующему: < (габитус) х (капитал) > + поле = социальные практики. Если мы имеем эмпирические данные о габитусе агента, объемах и структуре его капиталов, мы можем получить желаемое знание о характере его социальных практик, способностях конструировать те или иные структуры. В завершении вашего ответа можно подчеркнуть, что французский социолог участвовал во многих социологических исследованиях, являя тем самым пример ученого, для которого теория и практика не отделены друг от друга непреодолимой стеной.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Источники:
|