Основные положения теории социального пространства
Понятие социального пространства является, по Бурдье, одним из ключевых в социологической науке, которая выступает в его трактовке как социальная топология. В самом общем виде социальное пространство у него «представляет собой совокупность агентов, наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами: те кто пьет шампанское, противопоставляются тем, кто пьет виски, но они противопоставляются также, другим образом, тем, кто пьет красное вино; однако у тех, кто пьет шампанское, больше возможностей иметь старинную мебель, заниматься гольфом, верховой ездой, ходить в театры и т. д., чем у тех, кто пьет виски, и бесконечно больше, чем у тех, кто пьет красное вино. Такие свойства, когда они воспринимаются агентами, наделенными соответствующими категориями перцепции, способными видеть, что игра в гольф “изображает” традиционную крупную буржуазию, функционируют в самой действительности социальной жизни как знаки … Иначе говоря, через распределение свойств социальный мир объективно представляется как символическая система, пространство стилей жизни и группы по статусу, характеризующиеся различными стилями жизни» [ Бурдье П. Начала / Перевод с фр. Шматко Н.А. – М.: Socio-Logos, 1994. – С. 195 – 196]. Вместе с тем социальное пространство – это связи и взаимодействия, которые устанавливаются между людьми (агентами) и социальными группами. По мнению Бурдье, «социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях. Подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики» [Там же. – С. 188 - 189]. Категория социального пространства, как и другие социологические понятия, которые использует Бурдье, не является его изобретением. Новое, что он привносит, – соотнесенность социального, физического и географического пространств. Они тесно переплетены, но различаются между собой. «То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, – пишет он, – является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, чем через абстракцию (физическая география), т. е. игнорируя решительным образом все, чему оно обязано, являясь обитаемым и присвоенным. Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии …» [Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермасс. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. – С. З9 - 40]. Для французского социолога социальное пространство выступает изначально как абстрактное пространство. Конкретным оно становится тогда, когда конструируется ансамблем подпространств или полей. Социальное поле – это логически мыслимая конструкция, своего рода среда, сфера жизнедеятельности, в которой осуществляются социальные отношения. Но вместе с тем, социальное поле – это реальные социальные, экономические, политические и другие институты, например, государство или политические партии.
|