Европейская аранжировка
[149] Памятная книжка для священника или размышления о священнических обязанностях. Москва. В типографии Александра Семена, 1860 г., стр. 250-252. Европейская аранжировка
В 1980-х из Голландии распространился новый революционный стиль — параллельный, или европейский. В этих аранжировках крепежом служит, как правило, прямоугольный блок флористической губки, установленный в мелкой плошке, и из него возникают группы стеблей, которые стоят вертикально, — ключевая особенность стиля. Этот формообразующий материал не прикрыт другими растениями, хотя губка скрыта горизонтальным покрытием из цветов, листьев, фруктов, стеблей и т.д. Нет перехода — блоки контрастных форм и цветов помещаются рядом, а вертикальные линии возникают непосредственно из горизонтальной массы. Общий дизайн может быть линейным или линейно-массивным и часто имеет естественный вид.
Слово «букет» появилось во Франции. Оно означает собранную вместе связку срезанных цветов, но в то же время имеет значение аромата, запаха. Причем второе название было вначале основным. Французские букеты в то время собирались для аромата, поэтому цветы подбирали невзрачные, но душистые: резеду, жасмин, гвоздику, мяту, базилик и др. В французский букет вплетали гардении, стефонотис, цветы померанца, розы прекрасных оттенков сорта «Марешал», сейчас незаслуженно забытые. В французском букете и цветочной композиции внимание флористов возвращается к цвету. Французские букеты – это цветовая мозаика, соединяющая все цветущие в данное время цветы, или очень старательно составленные цветы оного колера либо одной группы колеров. Соединение бело-жёлтых лилий, нежно желтых хризантем, гвоздик и роз с очень сильной желтой окраской, уложенных в цветочную пирамиду, дополненных зелено-желтыми листьями и усами винограда, может быть примером композиции в желтой тональности с разной интенсивностью окраски. Цветы не располагаются как попало, они сгруппированы так, чтобы темные тона находились в дальней и средней части композиции. В тоже время обращает на себя внимание середина аранжировки, вокруг которой размещают наиболее светлые дополнительные элементы. Сильный эффект такой композиции возникает также благодаря разнородности цветов, их формы и величины. Французские букеты и композиции соответствуют стилю помещения и как бы принадлежат к предметам домашнего обихода. Французы любят интерьеры в стиле старины, которым подходит презентабельный классический французский букет. Консольки под люстрами, буфеты с резьбой, цветники в форме колонны встречаются еще часто в их домах и являются излюбленным местом установки цветочных композиций. Стиль американского букета, как и любых флористических композиций формировался под влиянием различных европейских стилей, появившихся значительно раньше, а также восточно-азиатского. До сих пор цветочные композиции там сочетают черты как классического европейского стиля, так и элементы икебаны. Американский букет и композиции имеют различные формы, но наиболее распространена треугольная, а цветовая гамма контрастная: желтая с красным и синим. В Америке применяется так называемая «живая бижутерия». Это маленькие букетики, которые прикрепляются на лацкан костюма, платье, волосы, шляпы, сумки, браслеты или клипсы. Их можно купить в цветочных магазинах. Делают такие букетики из живых цветов и листьев, из засушенных частей растений, украшенных лентами, перьями, жемчугом. Сохраняют их обычно в холодильнике. Свежие цветы в виде маленьких американских букетов в волосах и на платье, стали излюбленным украшением американок. Англия, отделенная от Европы морем, образовала свой, отличный от других стран, стиль оформления букетов и композиций, который получил название английский букет или общее английского. Преобладают в нем композиции, основанные на форме треугольника, временами устанавливаемого наклонно. Английский букет и композиции, как стиль флористики получил наибольшую выразительность в эпоху царствования королевы Виктории (1837-1901). Для флористических аранжировок подбирались наиболее красивые и тяжелые цветы. В первую очередь использовали те, которые имели пестрые или пятнистые лепестки, как анютины глазки, наперстянка, попугаистые тюльпаны, примулы с колерами, расположенными кругообразно на лепестках, пятнистые кальцеолярии и пеларгонии, двухцветные фуксии, пестрые гвоздики, камелии. Для формирования английских букетов использовались цветы в полном роспуске, но никогда в бутонах. Для повышения эффекта, каждый цветок был оплетен гирляндой из мелких цветов. Английский букет викторианского периода имел форму треугольника или круга с плотно уложенными цветами, головка к головке. Использовались тяжелые кувшины, часто алебастровые, а также стеллажи с ярко выраженным презентабельным характером. Вазоны имели разную форму и всегда смелые цвета. Дополнительно их декорировали тяжелыми украшениями из бронзы или меди. Встречались вазоны из разноцветного стекла, вылитые из железа урны, покрытые белыми или пестрыми узорами. Емкости были тяжелыми, как и находящиеся в них букеты. Все это соответствовало своим построением разноцветным интерьерам викторианской эпохи. Столы декорировались длинными фестонами венков из цветов и листьев. Богато одетые викторианские дамы прикрепляли к платьям золотые и эмалевые броши – вазончики-малютки – вазончики из дорогого фарфора, в которые втыкали разноцветные английские букеты из мелких живых цветов. Типично английская традиционная флористическая аранжировка – это букет на постаменте. Устанавливается он в обозреваемом месте, а краски растений и стиль должны гармонировать с окружением. Стеллаж, выкованный из железа, поддерживает тарелку с сеткой, в которую вставляют цветы во всех направлениях так, чтобы получился треугольник. Такая аранжировка всегда симметрична. Из Англии также пришла мода создании английских букетов из засушенных цветов и специальных букетов из листьев, консервированных в специальной технике вымачивания, которая экспонирует рисунок жилкования листа. Сейчас в Англии создаются, как и во многих других странах, клубы любителей цветов, в которых члены их с любовью составляют цветочные композиции. Издается много книг по составлению цветочных композиций, организованы курсы для любителей этого искусства. Имеется много частных школ, выставок и конкурсов по составлению композиций.
|