Поздняя схоластика. Томизм. Номинализм Ионна Дунса Скота и Уильяма Оккама
Схоластика - школьное знание, оторванное от реальных потребностей, на уровне абстрактных форм. Только в таком виде могло пробуждаться знание в средние века. Томизм (от имени Фома - Thomas) - официальная философская доктрина Ватикана, автор Фома Аквинский. Противостоит догматическому подходу. Активно выступает против теории 2х истин, берётся за исследование процесса познания. Бог - сверхразумный, значит человек не может возвысится до этого состояния => нужна вера. Разум существует в русле веры. В бога достаточно просто верить, разум служит вере. (5 доказательств бога (косвенные): 1) все движимо чем-то другим, но должен быть и неподвижный «перводвигатель»; 2) ничто не может быть причиной самого себя, а потому надо признать первую действующую причину, которой и является Бог; 3) от необходимости и случайности: случайное определяется необходимостью — Богом; 4) все имеет степени совершенства, а эталоном, наивысшей степенью совершенства является Бог; 5) все движется к некоей цели, имеет смысл, полезность; существует разумное существо, руководящее и направляющее все вещи к цели; высшей целью является сам Бог). Также Фома переосмыслил Аристотеля в контексте веры - "Аристотель с тонзурой (лысиной)", причёсан под католического монаха. Иоан Дунс Скот, Уильям Оккам - идейные противники Фомы Аквинского. "Не нужно смешивать знания, веру и религию", тк познание должно опираться на опыт, а источник веры доопытен. "Бритва Оккама": не следует без надобности умножать сущности, те нужно вести рассуждение через ближайший ряд вещей (кто звонит в дверь? Точно не королева). Дунс в отличие от других схоластов задачу философии видит не в размышлениях о мире. По его мнению, ее предметом должно быть исследование воззрений других, исследование способов рефлексии о мире. Тем, что Скот перенес внимание от содержания схоластического учения к философскому методу, он подготовил решающий поворот в оценке отношения философии к теологии, изменение в видении мира.
40. Философская мысль эпохи Возрождения: основные идеи и главные представители. Гуманизм. Развиваются светские сферы деятельности, там человек чувстует свою реальную силу. Происходит секуляризация(ослабление диктата церкви) Гуманизм- социальная практика в разных областях, главна ценность- человек, благо человека. Если общего нет, то субстанции тоже нет. От теоцентризма(в центре-Бог) к антропоцентризму(в центре-человек) Вся живопись эпохи возрождения: мир, как он дан в человеческом восприятии. Главное основание- перспектива, а она только в нашем сознании. Возрождается творческий потенциал античности. Леонардо да Винчи, Дюрер, Якопо Пери(создал первую оперу), Джотто, Данте Оливьери, Джованни В философии: Монетти(без человеческой чувственности невозможна духовная жизнь) и Лоренцо Валло(отстаивает гедонизм Эпикура, человек-творец) Пико делла Мирандоло. Опубликовал тезисы, после которых им заинтересовалась инквизиция. Усиливает позицию панентеизма. Идея человека, как центра мирозздания, самосозидание. Марсилио Фечино. Перевел всего Платона с комментариями +труды неоплатоников. Разработал собственную концепцию, в которой исключил схоластический взгляд, религия у него основывается на разуме, к вопросу о боге что-то среднее между теизмом и пантеизмом, а именно панентеизм. «не мир в Боге, а Бог в мире» Человек- одухотворенное существо Пьетро Помпонацци. Опора его трудов- Платон. Основной тезис: «никакого бессмертия души нет.» Бессмертие души- память, которая остановилась после смерти.
|