Немецкая классическая философия, ее основные представители и главные идеи
Классика - высшая точка чего-либо. Представители немецкой классической философии задали такие параметры, без которых современная философия существовать не может. Встаёт на путь колоссальной мистификации. Путаются объяснить активность сознания (для материалистов оно реактивно, а не активно; для идеалистов это активность субъекта). Гегель довёл идеализм до предела. Затем резкое усложнение философии, путь диалектического материализма (Маркс). Кант - "Большой Компромисс" (без провала в эклектику) между эмпиризмом и идеализмом, гнос оптимизмом и агностицизмом, знанием и верой. До Канта каждый аристократ считал своим долгом разбираться в философии, после Канта философия усложняется, исключая дилетантизм. Основные проблемы философии Канта: как возможно истинное (всеобщее необходимое) знание? (эмпирики неправы: не из опыта - не ясно, на каком основании конечный круг является претендентом на качество бесконечного; рационалисты тоже не правы: знание не может быть чисто априорным, тк есть моменты приращения знания). Тенденция наукоцентричности получает высшею степень развития именно в НКФ. Представители: Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг
52. Теория познания И. Канта. «Вещь в себе» и явление. Эмпирическая и трансцендентальная субъективность. Теория познания И. Канта. «Вещь в себе» и явление. Эмпирическая и трансцендентальная субъективность. Иммонентно- то, что внутренне присуще чему-то. Трансцендентно- то, что за пределами иммонентного. Кант делит связи суждений на аналитические и синтетические, а синтетические делятся на апосториорные(невозможны без опоры в опыте) и априорные(в форме них мы обретаем истину). Ставит вопрос о том, как вохможны синтетические суждения априори, называет это трансцендентальной логикой. В самом опыте есть априорное начало. Существует эмпирическая субьективность, но в при этом в иммонентном присутствует то, что сверхсубьективно. Выделяет 2 уровня субьективной организации: эмпирический(характеризуется апостериорно) и трансцендентальный (образует априори в опыте). Пространство и время- априорные формы созерцания(трансцендентальное в чувственном восприятии). Далее Кант исследует рассудок, чтоб выявить априорные формы.Чистые рассудочные понятия полагаются на предмет, после того как его оформили пространство и время. Имеем предмет в виде всеобщего и необходимого зания в результате априорного знания в такой форме, в которой мы только и можем его знать. Высшие условие априорного синтеза- трансцендентное единство перцепции. Присутствие в иммонентном человека трансцендентального единства перцепции указывает на существование трансцендентного(есть в нашем сознании что-то, что несамопрозрачно для сознания). Разум- главная познавательная способность, способность ставить цель познания. Указывает рассудку цели. Содержание разума- идеи. Априоризмы, действующие на урове разума не могут быть предметами познания, тк чувственно не воспринимаются. «Вещь в себе»- это нечто, сущность и смысл которого известны только умопостигаемому. Мир, который мы сами сконструировали в процессах априорного синтеза называется мир феноменов(явлений). Сфера за пределами этого мира – «вещь в себе». Она никогда не трасформируется в феномен. Канта критиковали материалисты из-за непознаваемости «вещи в себе», а идеалисты за то, что «вещь в себе» существует.
|