Историческая необходимость и сознательная деятельность людей
Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Человечество выходит из первобытности 30 тыс лет до н э. Историческая необходимость. Чтобы какой-то излишек продукта был присвоен кем-то одним/ у кого этого не произошло, там бы история остановилась. Необходимость происходит в цепи случайностей. С необъодимостью возникли ранние формы сознания: мораль-общественная воля, тотемизм- форма осознаия единства по тотему, познание- практическое отношение к действительности, религиозное сознание- вера в существование сверхестественных сил (корень религии- человеческая практика), художественное сознание- направлено на достижение социального идеала. Эмпирическое и рациональное познание. Факт, гипотеза, теория. Методологические особенности социально-гуманитарного познания. Эмпирическое познание опирается на опыт, К рациональному познанию относят понятия, суждения и умозаключения. Рационалисты считают, что данные, основанные на чувственном опыте недостоверны. Факт- в шикроком смысле может выступать синонимом истины, также фиксированное эмпирическое знание. Гипотеза- предположение. Теория- система идей, учение. Гуманитарные науки характеризуются обращением к действительности во всей ее полноте и неисчерпаемости индивидуальных проявлений. Здесь главное значение принадлежит уже не монологичному объяснению, а пониманию, «схватывающему» в процессе исследования индивидуальные особенности изучаемого явления. Важнейшим является различающее понимание социальных явлений.
Концепции истины в истории философии. Корреспонтентная теория истины. Концепции иситины: -конверитизма(софисты) -авторитарная(религиозные учения) -когерентная (внутренняя согласованность) -несокрытости (в экзистенциализме) -прагматисткая (Истина- то, что дает положительный результат) -корреспонтентная (теория соответствия в современном мире) Истина- соответствие между нашими учениями о мире и самим миром.
Диалектика истины и заблуждения, абсолютной и относительной истины. Истина-соответствие между нашими знаниями о мире и самим миром. Обьективна, процессуальна, в развитии (т е в диалектике) Абсолютная истина складывается из относительных истин Критерий отличия истины от заблуждения: практика, но не всегда; законы логики. Заблуждение- противоположное истине познания. Истины нет не в мире, не в сознании как в таковом.
|