УЧЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА И НЕОФРЕЙДИЗМА
Весьма заметное место в философском иррационализме XX столетия занял психоанализ. Основы этого течения были заложены австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939 гг.). Основным понятием в его учении является «бессознательное» как специфический объект глубокого психологического и социально-философского исследования. Заслугой Фрейда стало то, что он постарался проникнуть в «темные» пласты и «закоулки» духовного мира человека, на что практически не обращал внимания философский рационализм Нового времени. Бессознательное невидимо, но оно присутствует в психике и играет огромную роль в жизнедеятельности каждого человека. Фрейд полагал, что бессознательное представляет собой особую сферу психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании человека. Оно является могущественной иррациональной силой, которая противоположна сознанию, разуму. Бессознательное индивидуально, а его ядром выступает половой инстинкт человека, его сексуальная энергия, или либидо. Бессознательное — это как бы «кипящий котел инстинктов», стремлений и желаний, вытесненных из сознания. По Фрейду, весь психический мир человека имеет три слоя («инстанции»). Во-первых, это само бессознательное, или «Оно». О наличии этого слоя индивид либо не подозревает, либо не знает длительное время. Во-вторых, в структуре психики имеется разумное «Я» («эго»), или собственно сознание, «окно» во внешний мир. Сознание — это память, мышление и иные процессы, ориентированные на рациональное отражение окружающего мира. И в-третьих, «сверх-Я», которое воплощает в себе нормы культуры, нравственные, религиозные, семейные отношения в обществе. «Сверх-Я» выступает как некий строгий «адвокат» над всем духовным миром человека, «цензор» всех его поступков и действий. Фрейд подчеркивал, что в основе бессознательного лежит принцип удовольствия, а в основе сознательного — принцип реальности. Не разряженные состояния и нереализованные идеи посредством механизмов вытеснения («сублимации») переводятся в сферу бессознательного. Этот потенциал реализуется в социально приемлемых формах и служит источником творческой деятельности человека. Теория Фрейда не является строго философской, однако, она несет в себе значительный мировоззренческий потенциал. По сути дела, в психоанализе был раскрыт вопрос о взаимоотношениях между человеком и обществом, формах этих отношений. Основной в психоанализе является идея противоположности и несовместимости природного (бессознательного) и социального (сознательного) начала в жизнедеятельности человека. Противоречия между «Оно», «Я» и «сверх-Я», между желаниями и «цензурой» вечны и неискоренимы. Фрейд был убежден, что вся история культуры есть история ограничения желаний и подавления человека, уменьшения счастья и нарастания несчастья. В связи с этим возникают неврозы, т.е. болезненные состояния индивида и даже всего общества (например, в форме религии как «коллективном неврозе» человечества). Неврозы свидетельствуют о наличии конфликтов между личностью и обществом, которые нередко проявляются даже и в форме агрессии. Фрейд сделал вывод о всегда «несчастном "Я"». Этот пласт психики неизменно находится в тисках между «Оно» и «Сверх-Я», испытывая их постоянные требования. Особую настойчивость и энергичность проявляют сексуальные влечения («либидо») человека, стремясь обойти предписания со стороны культурных норм и запретов. В представлении австрийского ученого, либидо является основным двигателем поведения людей и их творческой деятельности, развития всей истории и культуры. Сами же неврозы это как бы бегство от свобода,, от всегда враждебного общества. Вражда между человеком и обществом есть непременный спутник их взаимоотношений. Давление культуры отнимает у человека огромную энергию и поэтому он неуклонно деградирует. В результате жажда свободы проявляется в форме агрессии, в иных формах деструктивного (разрушительного) поведения. Теория психоанализа позже была продолжена в работах швейцарского психолога и культуролога Карла Юнга (1875 — 1961 гг.). В частности, он подробно рассмотрел проблему «коллективного бессознательного», которое якобы содержится в истории народов. По Юнгу, оно представляет собой следы прошлого (в том числе и до человеческого состояния) и представлено в формах мифологии, народного эпоса и религиозных верований. Все это — отзвуки и первообразы совместных переживаний и опытов древних людей. Юнг назвал эти первообразы архетипами, подчеркивая их весьма древнее происхождение. Коллективное бессознательное являет собой некое море, по волнам которого плывет «корабль» индивидуального сознания. Представитель неофрейдизма, немецко-американский ученый Эрих Фромм (1900 — 1980 гг.) попытался соединить психоанализ с марксизмом. Развивая теорию Фрейда, он подчеркивал, что существование человека в «невротическом» обществе является большой проблемой. Индивид обретает свободу, но одновременно он и бежит от нее, гонимый чувством страха и беззащитности перед силами могущественного общества. Фромм разработал теорию социального характера, выделив его различные типы в современном обществе (авторитарный, рыночный и другие). Ученый обращал большое внимание на трагичность существования человека в наше время. Важным моментом творчества Э. Фромма является также постановка им вопроса: «Иметь или быть?», — которым обозначена альтернатива для современного человека (заниматься созидательным творчеством или же вести потребительский образ жизни).
|