Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стр. 92





не раз заменять другой подобной по форме и жанру, но в другом исполнении или вообще пересмотреть ранее принятое решение по использованию музыки в данном эпизоде.

Немаловажно, с каких позиций ведется подбор. Не­редко музыкант мыслит отвлеченно, со своей точки зре­ния, руководствуясь своим вкусом, а не вкусом и при­вычками того человека, который будет жить в будущем спектакле. Нельзя забывать, что музыка, введенная в сценическое действие, воспринимается зрителем через восприятие и соответствующее отношение к ней дейст­вующих лиц.

Затруднительно дать определенные рекомендации и сформулировать точные правила подбора без рассмот­рения конкретного драматургического материала. Тем не менее существуют общие положения, определяющие подбор музыки в том или ином случае.

Большое значение при выборе музыки имеют жанро1-вые признаки пьесы. Комедия, драма, трагедия, детская сказка, водевиль, мюзикл требуют различной по форме и жанру музыки. Так, неуместно оформлять бытовую драму несоизмеримыми с ней по своему художественному масштабу и жизненному содержанию симфониями Бет­ховена, Скрябина или Шостаковича. Такая музыка мо­жет придать спектаклю выспренность, ложную значи­тельность, кроме того, ее самостоятельность может по­служить причиной отрыва музыкального образа от сце­нического. Для подобной музыки нужны глубокие мысли, большие идеи.

Оказывает влияние на выбор музыкальных произве­дений и стиль автора, его писательская манера. Доста­точно сопоставить таких советских драматургов, как Вс. Вишневский, Н. Погодин, В. Розов, или зарубеж­ных— Б. Брехта, Эдуарде де Филиппе, А. Ануйля, что­бы стало очевидно, насколько они непохожи и, следова­тельно, каждый требует своего музыкального языка.

Как правило, музыка крупнейших композиторов всег­да связана с национальным характером народа той стра­ны, где жил и творил сам композитор. Наиболее вырази­тельны эти особенности в музыке русских композито­ров— Чайковского, Рахманинова, Глинки, Танеева, Бо­родина и других.

Произведения многих зарубежных композиторов так­же отмечены национальными особенностями. Так, в сим­фониях Гайдна много мелодий, связанных с народной музыкой Венгрии и Австрии, а произведения Э. Грига рисуют незабываемые музыкальные картины суровой природы на родине автора. Поэтому такие широко из­вестные пьесы норвежского драматурга Г. Ибсена, как «Пер Гюнт» и «Нора», обычно сопровождаются музыкой Грига. Органично включена музыка финского компози­тора Я. Сибелиуса в спектакль «Юстина», поставленный в ЦТСА по пьесе современной финской писательницы X. Вуолийок. Увертюра к этому спектаклю, построенная на основной теме «Грустного вальса» композитора, вво­дит в эмоциональную атмосферу жизни героев, убеди­тельно передает национальный характер их образов. С основной темой вальса связаны и важнейшие лириче­ские сцены. Музыка Сибелиуса заполняет паузы и немые сцены, ею начинается и завершается спектакль, но она не кажется навязчивой, неуместной.

Если ставится спектакль, рассказывающий о жизни известного композитора, музыканта, то подбор музыки, как правило, ведется на основе музыкальных произве­дений, непосредственно связанных с творчеством ге­роя.

Несколько сложнее дело обстоит при подборе услов­ной музыки, которая должна быть связана с образами и характерами действующих лиц. В этом случае можно руководствоваться лишь некоторыми общими решениями.

Так, положительные образы выражаются в музыке красотой мелодии, богатством гармонии, разнообразием ритмов, прозрачностью инструментовки. При характери­стике отрицательных образов, темных сил, иноземных врагов используются жесткие ритмы, мелодическая при­митивность, визгливость и резкость тембров, что в соче­тании со сценическими образами, атмосферой сцены воспринимается зрителем как внутренняя убогость, нич­тожество, жестокость, бездушие и т. д. Характерным примером может служить музыкальный портрет бюро­крата из Пятой балетной сюиты («Болт») Д. Шостако­вича. Непоколебимый образ бюрократа характеризуют уверенно-тупые интонации фагота и отрывистые реплики тромбонов.

Как и в классической музыке, так и в творчестве ком­позиторов современности можно найти богатый материал для музыкального оформления различных по жанру и те­матике спектаклей.

Особенно часто режиссеры и музыканты обращаются к музыке Д. Шостаковича. И действительно, в его -







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия