Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ СПЕКТАКЛЯ





Музыкальной драматургией называется комплекс музыкальных выразительных средств, которые раскрывают идейное содержание спектакля, создают характерные образы действующих лиц, показывают их в драматиче­ских ситуациях, в конфликтных столкновениях и в раз­витии. Основным элементом музыкальной драматургии является музыкальная тема, которая воплощает основные существенные черты художественного образа.

 

По своим музыкальным особенностям темы чрезвычайно разнообразны, так как зависят от характера воплощенного в них образа.

Музыкальная тема может представлять собой обобщенный музыкальный образ действующего лица (или группы персонажей), какой-либо значительной идеи или какого-нибудь понятия. Музыкальные темы, несущие основную идею, довольно часто бывают связаны с образами и музыкальными характеристиками главных действующих лиц — конкретных носителей этих идей.

Музыкальная характеристика может быть выражена любыми вокальными и инструментальными жанрами.

Музыкальные темы могут давать характеристику неодушевленных предметов, фигурирующих в спектакле, если они играют существенную роль в развитии действия. Бывают темы, обрисовывающие обстановку действия, создающие своего рода музыкальный, пейзаж, на фоне которого происходит событие.

По ходу действия значительные и наиболее острые драматические ситуации также нередко выделяются особой музыкальной темой.

Простейшим видом музыкально-драматургического развития являются так называемые темы-воспоминания, с помощью которых сцена приобретает большую выразительность и глубину, конкретность.

Своего рода разновидностью служат темы музыкаль­ных ассоциаций, то есть темы, которые вызывают в соз­нании зрителя представление о каком-либо образе, уже знакомом по предыдущим действиям, хотя они не носят характера воспоминаний самого героя. В этом случае отображается или общность мыслей героев, или сходная ситуация, или же просто вызываются* у зрителя воспоми­нания, ассоциации с ранее происшедшим действием.

Большое значение имеют музыкальные темы, которые несколько раз повторяются на протяжении всего спектак­ля, выражая какую-либо определенную идею, чувство или черту характера героя. Такие темы называются лейттемами или лейтмотивами.

Виды лейтмотива довольно разнообразны и зависят от характера воплощаемого образа, от жанровых особенностей драматического произведения. Это могут быть неизменяющиеся лейттемы, в основном портреты действующих лиц, если образ по пьесе статичен и в характере героя больших изменений не происходит. В этом случае лейттемы — это своего рода музыкальные «маски» тех или иных персонажей или звуковых символов отвлеченных идей.

Довольно часто два противоположных стремления, две каких-либо идеи сталкиваются в пьесе. И в этом столкновении обычно заключается основной драматический конфликт произведения, приводящий к развязке. В этом случае музыка помогает ярко и образно воплотить столкновение противоборствующих сил путем противопоставления двух резко различающихся по своему характеру музыкальных тем, которые воплощают эти противо­положные начала.

Бывает музыкальное оформление спектакля и без лейтмотивов, и далеко не всегда принцип тематического развития применяется широко и является главным. Не­редко композиторы пользуются тематическим развитием в очень ограниченном объеме, либо вовсе от него







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2097. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия