Социальное движение в 17 веке. Раскол в русской православной церкви
17 век вошел в историю, как «Бунташный век». Все тяготы восстановления экономики легли на плечи трудящихся. Крестьяне убегали от помещиков на окраины России. Тысячи беглых крестьян селились на Дону, Сибири, Урале, в Нижнем Поволжье. В 1606-07 гг. под руководством Болотникова началось восстание. В нем принимали участие представители разных социальных слоев. В восстании участвовало 70 городов России. В конце октября 1606 г. восставшие осадили Москву, но через 2 месяца в результате измены дворянских отрядов, армия Болотникова была разгромлена. Серьезное поражение он потерпел под Калугой и Тулой. В 1607 г. Болотников был схвачен, ослеплен, а затем утоплен. Отдельные вспышки народного недовольства продолжались до 1615 г. В середине 17 века выросли налоги, которые платили народные массы. В 1648 г. в Москве началось восстание. Восставшие требовали отменить налог на соль и льготы белым слободкам. Восстание было подавлено, хотя соляные бунты прошли в 30 городах. В 1662 г. прошел медный бунт. Правительство вместо серебряных монет стало выпускать медные, а налоги собирало серебром. Жалование платили медными деньгами. В 1660 г. за 1 серебряный рубль давали 8 медных. Москвичи громили дворы ненавистных бояр и купцов, а затем пошли к царю в Коломенское. Алексей Михайлович призвал стрелецкие полки, которые разгромили восстание. В 1665 г. в стране была болезнь, которая унесла жизни десятков тысяч людей, подорвавшая экономику страны. В 1666 г. отряд казаком атамана Василия совершил поход на Дон. В 1667 г. Разин совершил поход на Урал, захватим Яицкий городок. В 1668–69 гг. его отряд совершил набег на каспийское побережье. В 1670 г. Разин начал поход на Волгу, захватив Астрахань, Саратов, Самару. Но потерпел поражение, был схвачен, и казнен в 1671 г. Правительство казаков заставило дать присягу в том, что они не будут давать приют беглым крестьянам. Изменения в социальной экономике и политическом развитии России во второй половине 17 в. захватило русскую церковь. Реформы, проводимые Никоном вызвали протест со стороны церкви и народы. Вышли разногласия между Никоном и его противниками – старообрядцами, сводилось к тому, что каким образом греческим или русским – унифицировать церковные религии. Спор шел и о том, как креститься, как совершать крестный ход. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум. Старообрядцы часто подвергали себя самосожжению, в ответ на приход в мир Никонома. Старообрядчество преследовалось, как церковной, так и государственной властью. В гражданском праве по “Соборному уложению ” получили юридическое закрепление сложившиеся ранее три основных вида феодального землевладения. · Первый вид — собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли черных волостей). · Второй вид — вотчинное землевладение. Будучи условной собственностью на землю, вотчины имели все же иное правовое положение, чем поместья. Они передавались по наследству. Существовало три их вида: родовые, выслуженные (жалованные) и купленные. Законодатель заботился о том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин. Третий вид феодального землевладения — поместья, которые давались за службу, главным образом военную. Размер поместья определялся служебным положением лица. Поместье не могло передаваться по наследству. Феодал пользовался им до тех пор, пока служил. Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Соборное Уложение установило, что если помещик покинул службу по старости или болезни, его жена и малолетние дети могли получить часть поместья на “прожиток”. Соборное Уложение 1649г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих условиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.
|