Письменные источники об истории племен железного векаОдним из племен, живших на территории Казахстана в эпоху железа, являются саки. Согласно археологическим исследованиям и дошедшим до нас письменным источникам, сакские племена жили в VII - IV вв. до н.э. на территории современного Казахстана и Средней Азии. Знаменитый греческий историк Геродот (484 — 425 гг. до н.э.) назвал саков азиатскими скифами. Геродот заметил много сходства в жизнедеятельности саков и скифских племен — жителей северных степных районов Причерно-морья. В трудах Геродота имеется очень много ценных сведений о хозяйстве, быте, обычаях и традициях, обрядах, одежде саков. Например, саки носили остроконечные войлочные шапки, к ремню подвешивали кинжал и лук. В источниках сообщается об интересных, оригинальных, неведомых эллинам, способах приготовления пиши. Например: саки наполняли желудок забитого скота мясом и закапывали в землю. Затем над ним разжигали огонь. Кроме того, Геродот дает описание сакских бань. На большом камне, располагавшемся в центре юрты, разжигали огонь и раскаляли его. Затем раскаленный камень поливали водой, пока юрта не наполнялась паром. Такая баня существовала и у казахов в прошлые времена. В персидских источниках говорится о вооруженных столкновениях в войнах между персами и саками. По быту, одежде, верованиям у саков и персов не было никаких сходств. Саки были тюркоязычными племенами. Одним из главных доказательств этого являются надписи на тюркском языке на серебряном ковше, найденном в Иссыкском кургане. Первым надписи расшифровал, языковед А.С. Аманжолов. Персидские письменные источники указывают на три признака сакских племен: 1) саки-тиграхауда саки, носившие остроконечные шапки; 2) саки-хаомаварга — саки, изготавливавшие напиток хаома; 3) саки-парадарайя — саки, жившие за морем. Ученый-археолог К.А. Акишев, опираясь на свои многолетние исследования, доказал, что письменные источники совпадают с данными археологических источников. Саки-тиграхауда жили в районе Ташкента, на территории Северного и Южного Казахстана, Семиречья. О том, что саки носили остроконечные шапки, можно увидеть по выбитому на скале изображению их вождя Скунха, обнаруженному в местности Бехистун в Иране. К сакам-парадарайя относились племена саков, населявших южное побережье Аральского моря, точнее, на юге Казахстана. В письменных источниках их называют даями, аргиппеями, исседонами. Греческие античные авторы Страбон (I в. до н.э.— I в. н.э.) и Птолемей (конец 1 — 2 вв. н.э.) в своих географических трудах оставили много ценных сведений о хозяйстве, быте, обычаях и традициях народов Средней Азии и Казахстана, а также о природно-климатических условиях этих регионов. Птолемей, кроме саков, упоминает и скифов. Огромную территорию от Волги до озера Балхаш он рассматривал как Скифию. Для исследования истории Казахстана большую ценность представляют древнекитайские письменные источники. В древне-китайских источниках в основном приведены сведения о саках, живших в долине р. Или, районе древнего Синьцзяна. В книге "История Хань» написано; "У саков Западного Памира обычаи и одежды в обыкновении схожи с усунями. Племена саков, оставшиеся на земле предков, со временем переросли в сильное племя, которое получило название жужаней. Анахарсис был первым выдающимся философом саков, ученым (7 - 6вв. до н.э). Анахарсис принадлежал к царской династии. Его имя часто упоминается в "Истории" Геродота и "Государстве" Платона.
|