Даша Бу 2) Философские мотивы в лирике Пушкина
«Пирующие студенты» «Свободы сеятель пустынный» «Демон» 1823 «Пророк» 1825 «Дар напрасный, дар случайный» 1828 «Брожу ли я вдоль улиц шумных» 1829 «Элегия»1830 «Бесы»1830 «Пора, мой друг, пора!» 1834 «Я памятник себе воздвиг» 1837 Философия (да-да, она повсюду!): система идей, взглядов на мир, место человека в мире. Наука о наиболее общих законах природы, человеческого общества и мышления. Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности – центральные вопросы русской литературы. На них не найти однозначного ответа, ибо всегда мучили и будут мучить людей. И это – залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа – в этой неуспокоенности., в этой бесконечной жажде самопознания. Пушкин полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и отразил в поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного гармонического расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. Его творчество – отражение духовного пути человека, вечного стремлении к самопознанию. Философская тема – сквозная. Все так или иначе связано с размышлениями о ценности человеческой жизни, о нравственных критериях человеческой личности, связь человека с миром, связь прошлого и будущего. Тема свободы сама по себе философская. В ранних стихах: анакрионтика и эпикурейство. «Пирующие студенты», «Блаженство», «Гроб Анакрионта». В Петербурге: влияние декабристов, гражданская озиция, желание славы и блага отечеству. «Вольность», «к Чаадаеву», «Деревня» Во время южно ссылки размышляет о свободе, смысле жизни, гражданском долге, предназначении как поэта (т.е. смысле своей жизни, по сути). « Демон » Сосредоточил в себе главные вопросы, терзающие поэта. Пушкин создает образ атеиста. «Злобный гений», Демон, искушающий героя безверием, бесконечно страшен. Он отрицает все высшие ценности: вдохновения, любовь, свободу, отрицает и само проведение, божественный замысле в основе бытия. А ведь если жизнь бесцельна, если не подчинена непознаваемому, то все равно, как жить, творить добро или зло, добрести до естественной смерти или покончить с собой. Лирический герой из последних сил сопротивляется искусу Демона и ужасается тому, что может не устоять. Сам поэт устоит перед духовным кризисом 1823 года. Демон – центральное стихотворение этого пероида, своеобразная исповедь. «Свободы веятель пустынный». Лирического героя стихотворения "Свободы сеятель пустынный…" мучит невозможность исполнить то, что кажется предназначением, он обвиняет "народы" в нежелании обрести волю: " К чему стадам дары свободы?" Разочаровывается в народе, который не приемлет свободу После казни декабристов – «Пророк». Был в пустыне, шестикрылый серафим вырвал язык вместо него положил змеиный, рассек грудь вложил вместо сердца положил угол, дал волшебный слух. Лежал как труп, измученный, но ангел сказал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Итого: все горе от потери друзей это плата за высшее предназначение поэта. Вот, собственно, и смысл жизни нашелся. Но позже, в 1828 в день рожденья, вроде праздник, пишет «Дар напрасный, дар случайный..» (жизнь, зачем ты мне дана). Все бесполезно. Трагизм, безысходность. «Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум». Это является своеобразной антитезой "Пророку", который написан также в трудный период жизни поэта, после казни декабристов, но где ответ на вопрос "зачем?" был найден: "Глаголом жги сердца людей". Но уже в стихотворениях следующего - 1829 года - "Брожу ли я вдоль улиц шумных…" и "Дорожные жалобы" отражено некое приближение к гармонии, пониманию высшего замысла. В первом стихотворении, элегии "Брожу ли я…" возникает образ "юношей безумных". Они безумны потому, что не задумались еще о смысле жизни, еще живут иллюзиями, какими жил и сам поэт - помните: «Мы ж утратим юность нашу Вместе с жизнью дорогой». Последняя строфа элегии соединяет образы "младой жизни" и "равнодушной природы", стихотворение обретает кольцевую композицию. И жизнь представляется бесконечной в движении по этому кольцу: от безумной, чуждой осмыслению законов бытия юности, через муки поисков смысла жизни - к смерти, к "гробовому входу", вокруг которого уже шумит новая молодость. Вечная жизнь - в этой смене поколений, истина - в мудром примирении с круговоротом жизни: «Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.» И бессмертие есть: в том, чтобы за "гробовым входом", после смерти, слиться с родными местами - иначе не жгло бы человека желание быть похороненным там, где родился: «И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.» Пушкин думает и пишет о смерти, будто жизнь почти кончалась и он старец (30, как обычно, кризисный возраст). Но в 1830 все меняется. Женится на Натаьле Гончаровой. Дом. Семья. Новый смысл. В общем, вытащило это его. В Болдино Пушкин написал "Бесы". Злая сила, окружающая человека, мучающая его, открылась пушкинскому Путнику с совершенно неожиданной стороны: это не всесильный Демон, искушающий провидение, - это бесы, они ущербны, они мучают путника - но и сами мучаются: их "гонят", они "жалобно поют". Путник оказывается недостижим для бесов, потому что, уловив в бесовском вое жалобу, в бесконечном их кружении - тоску, он их жалеет. Ибо человечность всегда победит зло; бесовской круговерти внешнего мира человек может противопоставить только внутреннюю гармонию. В "Элегии" (1830) создает Пушкин свою "формулу жизни": «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Вот - цель и смысл жизни. Жизнь - не в веселье, ибо Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье.»Жизнь - труд, работа, бесконечная работа мысли и духа. Только тогда возможны минуты истинного счастья: «Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.» Само понятие счастья в последние годы переоценивается Пушкиным: "На свете счастья нет, но есть покой и воля…". "Покой и воля" - вот высшие ценности бытия, необходимые, как воздух: ибо без них поэт задыхается. «Пора, мой друг, пора!» 1834 Сам Пушкин про него: «юность не имеет нужды в доме, зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу - тогда удались он домой. О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню, - поля, сад, крестьяне, книги: труды поэтические, религия, смерть». Вот, что и есть покой и воля.
За два месяца до смерти создает Пушкин стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", здесь подводятся итоги жизни, итоги своей поэтической и человеческой судеб: Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Такой путь за свою короткую жизнь прошел Пушкин в философской лирике. На этом пути он простился с романтическим мировосприятием, с "безумными летами", пережил духовный кризис, но обрел гармонию с миром, Дом, пришел к пониманию того, что есть "самостоянье человека", в его сознании соединились жизнь, смерть и бессмертие.
|