Студопедия — Лариса 1) Тема войны 1812 года в литературе 1-ой четверти 19 века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лариса 1) Тема войны 1812 года в литературе 1-ой четверти 19 века






Надо сказать, что после победы в войне 1812г. все были, так сказать, в экстазе. Произошел резкий подъем патриотических чувств: поэты восхваляли Александра I, Кутузова, армию, разгромившую наполеоновское войско. Любовь к отечеству стала одним из самых популярных мотивов литературы.

 

Жуковский:

Во время Отечественной войны 1812г. Жуковский вступает офицером в Московское ополчение и присутствует в составе резерва на Бородинском поле во время сражения. Плодом патриотического вдохновения поэта явилась его ода-элегия «Певец во стане русских воинов», сочиненная в обстановке военного бивака, в Тарутине, в штабе Кутузова, где находился Жуковский после оставления Москвы. Гимн Жуковского получил широкое распространение и признание в армии еще до напечатания (был напечатан в 1812г. и 1813г. в «Вестнике Европы») и стал одним из лучших произведений, рожденных войной 1812г. Лажечников говорил, что «Певец во стане русских воинов» «сделал эпоху в русской словесности и в сердцах воинов».

Сюжет: вечером на поле брани певец в кругу воинов, поднимая кубок, хочет воздать славу героям Отечественной войны. Уносясь мыслями в прошлое, он называет исторических героев, послуживших обороне родины своей борьбой: Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова. Жуковский вспоминает предков в назидание потомкам («Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы»). Следующий кубок – Отчизне. Всякие теплые слова и задушевные интонации, выражающие его любовь к родине. Центральную часть занимает речь в честь «ратных и вождей», объединенных общей целью победить врага. Далее следуют портреты полководцев: Кутузова, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Витгенштейна, Платова и др. Отдав долг погибшим, певец призывает живых отомстить врагу, посягнувшему на независимость народа. Жуковский отмечает оборонительный и освободительный характер войны, которую ведут русские воины.

Произведение Жуковского связано с традициями одической поэзии. Это нашло выражение не только в высоком патриотическом пафосе его гимна, но и в особенностях формы: славянизированная лексика (днесь и т.п.), отзвуки классицизма в батальной живописи (стрелы, щиты, перуны и т.д.), местами одической витийство, местами дидактические сентенции. Но вместе с тем стихотворение Жуковского принадлежит к романтической поэзии. Элементы оды сочетаются с чертами элегии. Певец запевает свою песнь на бранном поле, в ночной тиши, при свете луны. В высоте «воздушными полками» мчатся тени героев прошлого. Героическое и элегическое глубоко объединяются лирической интонацией, свойственной всему стихотворению.

После успешного сражения под Красным Жуковский пишет послание «Вождю победителей», обращенное к Кутузову и в торжественных ямбах рисующее общий ход войны с Наполеоном. Через два года, в связи с победоносным окончанием заграничного похода, Жуковский выступает с обширным посланием Александру I, написанным с позиций просвещенного абсолютизма. Отвергая «самовластительство» Наполеона, врага свободы, Жуковский считает гибельным и неповиновение трону. Но он хочет, чтобы уважение подданных было данью «не власти, не венцы, но человеку». Поэт призывает царя «поверить народы», все величие которого явилось в подвиге войны.

 

Батюшков:

Под влиянием общественного оживления Батюшков в 1807г. вступил в ополчение, чтобы участвовать в войне против Наполеона. В одном из сражений он был ранен. В 1810г. он оставил военную службу. В 1812г., незадолго до сдачи Москвы, Батюшков находился в Москве и наблюдал потом московских беженцев, покидающих город. В марте 1813г. он снова был забрит в армию и вместе с ней совершил заграничный поход. Он участвовал в сражении под Лейпцигом, в котором погиб его друг Петин, вступал с победной армией в Париж.

Общественно-исторические события, свидетелем и участником которых стал Батюшков, нашли отражение в ряде произведений поэта. В 1812г. под впечатлением московской трагедии он печатает послание «К Дашкову»: «Мой друг! Я видела море зла...» Поэт взволнованно описывает сцены бегства жителей Москвы, картины разоренной столицы и отказывается от привычной ему легкой, эпикурейской поэзии.

В 1813г. он пишет стихотворение «Переход русских войск через Неман 1 января 1813г. Отрывок из большого стихотворения». По стилю отрывок приближается к батальной поэзии классицизма (традиционные образы и выражения: «сгущенных копий лес», «гремят щиты, мечи и брони»).

В 1814г. он пишет стихотворение в форме элегии «Пленный», в которой русский воин, томящийся в плену на берегах Роны, горестно вспоминает «отчизны вьюги, непогоду», родной кров и жену. В 1817г. появляется историческая элегия «Переход через Рейн», где рисуется один из эпизодов похода 1814г. Находясь на берегу Рейна, Батюшков вспоминает исторические эпохи и события, свидетелем которых был эта река. Автор сознает себя участников и орудием больших исторических событий.

 

Можно сказать пару слов о Денисе Давыдове, который был участником войны 1812г., организатором партизанского движения. Сохранились его теоретически труды по вопросам партизанской войны и военные мемуары. В стихотворении «Ответ» он определял себя так: «Я не поэт, я – партизан, казак». Основная тема его произведений – военная. Однако он раскрывает эту традиционную тему с новой стороны. Он патетически раскрыл быт и психологию воина. В его поэзии возникает образ «гусара», лихого наездника и удалого рубаки, скрывающего, однако, благородные свойства воина-патриота: сознание воинского долга и воинской чести. Мужество и бесстрашие, отрицание светских условностей и своеобразное вольнолюбие. Вместо героической эпопеи и хвалебной оды, этих основных жанров батальной поэзии классицизма, поэт создает жанр гусарской песни, свободной от официальной героики, декламационно-патетического стиля (см. «Гусарский пир», «Моя песня», «Песня», «Песня старого гусара»). Однако все это не относится конкретно к войне 1812г. (лишь косвенно, т.к. это единственная война в которой участвовал Давыдов). Поэтому о нем можно только упомянуть в двух словах.

У Рылеева есть отрывок под названием «Партизаны», в котором он обращается к теме Отечественной войны 1812г. Но это тоже только чтобы выпендриться, т.к. в программу он не входит.

 

Пушкин:

Первый триумф Пушкина был связан со стихотворением «Воспоминания в Царском Селе», в значительной части посвященном Отечественной войне 1812г. «Воспоминания» были проникнуты горячим патриотическим чувством, отражавшим общее настроение передовых людей того времени.

В 1821г., получив известие о смерти Наполеон а, Пушкин пишет одноименно стихотворение, в котором раскрывает глубоко эгоистическую природу наполеоновского героизма. Образ «могучего баловня побед» еще окружен здесь романтическим ореолом но в то же время герою-индивидуалисту, Наполеону, действиями которого управляла одна безмерная «жажда власти», Пушкин противопоставляет высокий патриотический подвиг русского народа, «сердца» которого не постигнул и не разгадал надменный завоеватель, народа, самоотверженно отстоявшего свою независимость и свою родную страну.

Есть еще стихотворение "Море", где "Одна скала, гробница славы... там угасал Наполеон". Наполеон как властитель дум (правда, это уже 24-25-е годы).

 

Еще следует упомянуть басни Крылова "Ворона и Курица" (написана после взятия Москвы), "Волк на псарне" (после того, как Наполеон запросил мира, а Кутузов отказался, а потом побил его в сражении).
Ещё: "Горе от ума" написано в 1823, но запрещено цензурой целиком. В 1824 г. читается в литературных салонах Петербурга. Стала расходиться в списках - 40 тыс. экземпляров - рукописный тираж. Декабрь 1824 - отрывок из комедии опубликован в альманахе – «Русская талия" - возможность обсуждать комедию в печати. 1833 - 1-ое издание (текст сильно сокращён ценз. купюрами. Первое полное издание после отмены креп. права 1862.

По моему, все-таки упомянуть о нем надо. Скалозуб рассуждает про Москву, что "по моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью". А Чацкий - что "дома новы, а предрассудки стары". И еще - Скалозуб не патриотичен, он карьерист и на войне хорошо нажился..


2) «Цыганы» Пушкина и традиции романтической поэмы.

Краткий пересказ:

Сначала лирическое отступление о том, какие счастливые и беззаботные цыгане, которым плевать на все и на всех, как они таскаются с одного места на другое и им это нравится. В одном из шатров сидит старик и ждет свою дочку, которая загуляла и все никак не возвращается. Тут приходит дочка (ее зовут Земфира) и тащит с собой мальца (НЕцыгана) по имени Алеко. Тот говорит, что надоел ему свет и ничего ему не нужно, а хочет он остаться в таборе и жить вместе с цыганами. Старик дает добро и Алеко остается. Но перед этим он рассказывает о том, как когда-то царём к ним был сослан старик. Он развлекал табор песнями и рассказами, и все его любили, но он так и не смог привыкнуть к тяжелым условиям жизни цыган. Не мог приготовить себе еду, поймать рыбу, устроить ночлег. В итоге, не найдя покоя, он не придумал ничего лучшего, как умереть. Проходит 2 года. Алеко живет с Земфирой, учит их язык, таскает медведя и выступает с ним на ярмарках. Однажды вечером, когда Земфира укладывала ребенка, она стала петь ему колыбельную про старого грозного мужа, намекая на то, что таким стал Алеко. Тот говорит ей, чтоб заткнулась, но она продолжает петь, отвечая, что он вольная цыганка. В другой раз Земфира просыпается ночью и слышит, как Алеко разговаривает во сне. Называет ее имя, проклинает ее. На следующий день он приходит к старику (отцу Земфиры) и жалуется, что Земфира его больше не любит. Старик рассказывает ему о том, как он когда-то влюбился в цыганку по имени Мариула. У них родилась дочь Земфира. Но как-то рядом с их табором остановился еще один табор, и мамаша с утречка пораньше свалила с ними. Старик ее больше никогда не видел. Алеко удивляется, что старик не догнал ее и не прибил, говорит, что на его бы месте, измени ему женщина, он бы ее на месте пришиб. Тем временем, Земфира в их палатке развлекается с другим цыганом. Он успевает свалить до прихода Алеко, заранее договорившись с Земфирой встретиться за холмом на какой-то могиле. Ночью Алеко мучили странные сны, он просыпается, выходит из палатки, бродит-бродит, вдруг видит следы на земле и идет по ним. Дошел он до той могилы и застукал Земфиру с цыганом. Достал нож, убил цыгана, потом убил Земфиру. С утра цыгане стали копать гробницы, а безутешный старик смотрел на все это. Он сказал, что цыгане друг друга не казнят за преступления, но в их таборе ему не место. Вскоре поднялись телеги, и табор укатил. Осталась лишь одна телега Алеко. Пушкин заканчивает рассуждением о том, что даже у цыган нет счастья, хотя они вольны делать все, что вздумается и быть там, где им хочется.

 

Способ обрисовки характеров героев «Цыган» выдержан в духе поэтики «романтического стихотворения»: жизнь Алеко до появления его в поэме рисуется в самых общих, нарочито-отвлеченных, загадочно-неясных чертах. Многозначительная недосказанность присутствует и в конце поэмы. Неизвестна дальнейшая судьба Алеко: он приходит из степной «мглы», в течение действия поэмы находится в полосе света и снова теряется в неведомой таинственной мгле.

В поэме чётко и последовательно развит психологический облик Алеко. Если в «Кавказском пленнике» о свободолюбии главного героя упоминалось лишь самым общим и неопределенным образом, то в «Цыганах» в патетических репликах Алеко Земфире об этом говорится прямо. Тому, что в поэме именуется «оковами просвещенья», цивилизованной «рабской» жизни, «неволе душных городов», людям, как стадо скученным за «оградой», лишенным очарования природы, стыдящимся своих естественных чувств, торгующим своей свободой, противопоставляется вольная жизнь «дикого» кочевого племени. Алеко оказывается «изгнанником перелетным»: «Его преследует закон» (так, вероятно, он замочил какую-то старушку и свалил к цыганам).

Еще резче дан в «Цыганах» второй член антитезы – то вольное существование, в условия которого Алеко попадает. Свободные от оседлой, устоявшейся жизни, от сковывающей собственности, от связанных со всем этим «законов», вольные цыгане являют собой как бы предельное выражение искомой героем романтической «вольности», вместе с тем наиболее близкой к жизни кочевых народов. Алеко приходит в цыганский табор добровольно и в дальнейшем никто не мешает его свободе, которой он невозбранно и пользуется. Обретенная свобода приходится ему самому вполне по душе. Но Алеко внутренне не достоин этой свободы.

Белинский пишет об этом произведении, что Пушкин сделал не то, что хотел: «думая из этой поэмы создать апофеозу Алеко.. вместо этого сделал страшную сатиру на него и на подобных ему людей, изрек над ним суд неумолимо-трагический и вместе с тем горько-иронический». На самом деле в поэме нет ни «апофеозы», ни «сатиры». Если в образе Онегина «герой века» раскрывается без всякой романтизации, средствами и приемами критического реализма, то в «Цыганах» этот образ по-прежнему романтизирован. Но вместе с тем, и это делает пушкинскую поэму образцом, так сказать, «критического романтизма», поэт средствами и приемами романтического искусства снимает с героя (кожу? скальп?) возвеличивающий ореол, показывает не только сильные, но и слабые его стороны.

Алеко – незаурядный, резко выделяющийся из окружающей среды человек, обладающий многими несомненно положительными качествами – критическим умом, способностью к глубоким чувствам, сильной волей, смелостью, решительностью, он хорошо образован. И в то же время он глубоко не удовлетворен окружающим, искренне ненавидит современный ему рабский строй общества. Его бунт против общества – это бунт во имя вольности против рабства, во имя «естественности», «природы» - против общественных отношений, основанных на «деньгах и цепях» и сковывающих, порабощающих мысль и чувства человека. Рвущийся из «оков просвещенья», из «неволи городов», решительный вольнолюбец, не признающий власти «судьбы», идущий ей наперекор, Алеко оказывается игралищем «страстей», их «послушным» рабом и мучеником: «Но боже, как играли страсти его послушною душой».

По ходу поэмы раскрывается глубоко эгоистическая, «злая» природа этих страстей, порожденная тем самым собственноличным строем, на который он так яростно ополчается. Со всей наглядностью это проявляется на отношениях Алеко к Земфире. Земфира – предельное выражение степной, цыганской свободы (ох этот Соколов). Эту свободу она вносит и в свое чувство. Мгновенно и своенравно она увлеклась Алеко, с которым сошлась без всяких обрядов, без обязательств. Но через два года его любовь ей прискучила: «Его любовь постыла мне. Мне скучно, сердце воли просит». Когда сердце самого Алеко просило воли, он безоглядно бросил все и начал совершенно новую жизнь. Превращать себя – проповедника свободы – в тюремщика другого сердца, которое в свою очередь просит воли, казалось бы, ему не пристало. Но тут-то и пробуждаются злые «страсти» в душе Алеко, все те инстинкты, которые вскормлены его прошлым, его общественной средой. Требующий для себя безграничной свободы, Алеко ни в какой мере не склонен уважать свободу других. Он оказывается эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рабовладельцем в душе. Так вскрываются в поэме злобные «страсти» - сокровенная суть, изнанка души и характера героя, совершающего под их влиянием страшное преступление – двойное убийство (господи, это звучит как выдержка из криминальной хроники). Главное отличие Алеко от других борцов за свободу – это то, что он жаждет воли «лишь для себя».

Белинский считает, что к такому понимаю и раскрытию характера героя поэмы Пушкин приходит совсем не в порядке бессознательного «непосредственно-творческого» элемента. Еще до начала работы над «Цыганами» Пушкин ясно понял и отчетливо сформулировал подлинную сущность романтического героя-индивидуалиста. Об этом он писал в «Евгении Онегине» («Все предрассудки истребя, мы почитаем всех нулями, а единицами – себя. Мы все глядим в Наполеоны.. и т.д.). А также: «Лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм…».

«Безнадежный эгоизм» - основа характера Алеко, который несмотря на свои пламенные тирады, по существу добивается воли лишь для самого себя.

Вторым и не меньшим, чем обрисовка и раскрытие образа «современного человека», достижением Пушкина является изображение им цыган. Пушкин умалчивает о крепостной зависимости молдавских цыган, а также идеализирует образ старого цыгана. Вместе с романтической живописностью встречаются и «прозаические» детали, как пестрые лохмотья одежд, изодранные шатры, убогий ковер и т.д.

В поэме о цыганах, созданной на материале народно-песенного творчества, Пушкин раскрывает существо изображаемого им национального характера. Здесь выражается обязательное для романтиков стремление к «местному колориту». В песне Земфиры лежит народная цыганская хора (плясовая хороводная песня) на молдавском языке. Песня Земфиры органически включена в пожму: она имеет непосредственное отношение к содержанию «Цыган». На национально-фольклорной основе вырастает и эпическая мудрость речей старика-цыгана. Характеры всех цыганских персонажей поэмы строятся и развертываются на образах и мотивах народно-песенного творчества.

Теперь о художественной гармонии «Цыган». Характерны предельная сжатость, емкость поэтического языка, лаконизм. Описания цыганского быта при всей скупости отличаются живостью и яркой выразительностью. В поэме почти отсутствуют портретные описания (внешность Земфиры характеризуется всего лишь одним эпитетом: «черноокая»). Образы героев вырисовываются не путем описаний, а в их действиях и поступках, речи, драматических столкновениях. Нарочитая прерывистость, отрывочность, составляющая характерный композиционный признак романтической поэмы, свойственна и «Цыганам». Однако отрывки представляют собой единое, органически сочлененное целое.

В «Цыганах» Пушкин разрушает байроновскую иллюзию о возможности для цивилизованного человека вернуться назад в «природу». Появление среди цыган «ушельца из городов» явилось причиной кровавой драмы, нарушившей мирное цыганское существование. Однако и сам быт цыган не так уж безоблачно идилличен. «Роковые страсти» и связанные с ними беды существовали в таборе и до прихода туда Алеко. Счастья нет и у носителя простоты, мира и правда в поэме – старика-цыгана, уход от которого Мариулы, охваченность страстью. К другому, при всей «естественности» это страсти с точки зрения самого же старика, навсегда разбил его личную жизнь.»Старая печаль» живет в душе цыгана на протяжении всей жизни. Тем самым разбивается иллюзия руссоизма о ничем не омрачаемом счастье «золотого века» - докультурного, дикого человечества.

Пушкин преодолевается обаяние «гордого» героя-индивидуалиста, созданного Байроном и пользовавшегося популярностью в литературе того времени. Если по жанровой традиции поэму Пушкина можно назвать байронической, то этого нельзя никак сказать по ее идейному и художественному замыслу. В поэме Пушкина, наоборот, носителем высших ценностей является противостоящий этому герою – в существе своем «безнадежному эгоисту», ссылающемуся на свои «священные права» и добивающемуся воли лишь для себя, - вольный цыганский табор, представители которого наносят двойное поражение герою: его разлюбила Земфира (что невозможно для байронического героя); ему дает урок подлинно человеческого поведения (в рассказе об измене Мариулы), а затем произносит суровый, но справедливый моральный приговор старый цыган. Так с героя-индивидуалиста снимается романтический ореол. В «Цыганах» показано безысходно трагическое положение, в котором оказывается современный человек, сам зараженный пороками того «городского», собственнического общества, которое он так ненавидит и презирает, уходящий из своей классовой среды и неспособный прижиться на другой.

Современники воспринимали Алеко как дальнейшее развитие образа «Кавказского пленника», т. е. как романтического героя, не понятого и одинокого, не нашедшего себе успокоения даже в глубине бессарабских степей. Поэтому одни были недовольны «Цыганами» как новым апофеозом протеста против окружающей действительности (Жуковский), другие — «правоверные» романтики — сетовали на снижение романтического героя. Никто не замечал, что индивидуалистические черты героя развенчаны Пушкиным и что в этом и состоит одна из основ идейного замысла (или «цели», как тогда говорили) поэмы. Жуковский писал Пушкину: «Я ничего не знаю совершеннее по слогу твоих Цыган! Но, милый друг, какая цель! Скажи, чего ты хочешь от своего гения?»

Раздавались и упреки другого характера. Вяземский и Рылеев жаловались на то, что поэт заставил Алеко водить медведя; такое занятие казалось им недостойным романтического героя. Пушкин впоследствии так иронизировал по поводу этих упреков: « ... Рылеев негодовал, зачем Алеко водит медведя и еще собирает деньги с глазеющей публики. Вяземский повторил то же замечание. (Рылеев просил меня сделать из Алека хоть кузнеца, что было бы не в пример благороднее). Всего бы лучше сделать из него чиновника 8 класса или помещика, а не цыгана»

Значительной чертой «Цыган» является романтическая, но уже выходящая за рамки внешнего «местного колорита», поднимающаяся о постижения национального «духа», национального характера их тесная связь с национально-фольклорной стихией. В «Цыганах» Пушкин начинает переходить от субъективно-лирического восприятия действительности к объективно-драматическому ее воспроизведению (например, членение на реплики действующих лиц, прямые авторские ремарки).

 

Подводя итог, привожу список романтических традиций в поэме «Цыганы»:

  1. способ обрисовки характеров героев (прошлое и будущее даны расплывчато, зато настоящее дается подробно). Ярко рисуется психологический портрет главного героя поэмы.
  2. образ главного героя романтизирован, однако это, так сказать, «критический романтизм».
  3. Нарочитая прерывистость, отрывочность, составляющая характерный композиционный признак романтической поэмы, свойственна и «Цыганам».Однако отрывки представляют собой единое, органически сочлененное целое.
  4. Связь с национально-фольклорной стихией (включение в сюжет народных песен, например).
  5. Мир городской (душный, давящий, несвободный) и мир природы (собственно, где живут цыгане - свободный, счастливый и т.п.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 869. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия