Студопедия — Миша 1) «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» в литературной борьбе 1810-х гг
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Миша 1) «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» в литературной борьбе 1810-х гг






Жил-был Карамзин, и решил он скрестить церковно-славянский язык с макаронической речью светских салонов. И был Шишков, которому язык и философия "Домостроя" нравились гораздо больше, чем попахивавшее вольнодумством смешение французского с нижегородским. В 1803 он родил "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", в котором и высказался прямо, что надобно читать книги старые, духовные. И за чистотой языка тоже следить надо. "Добледушие" (героизм), "лицедей" (актёр) и феерическое "хорошилище грядёт из ристалища на позорище по гульбищу в мокроступах и с растопыркой" (франт идёт из цирка в театр по бульвару в галошах и с зонтиком) - это всё он выдумал и на полном серьёзе предлагал употреблять. Следующие 8 лет шишковисты грызлись с карамзинистами, и все были довольны: Державин, Шаховской и всякая мелкая шушера боролись за чистоту русского языка, а Карамзин, Дашков, Макаров, Жуковский, Батюшков и прочие прогрессивные граждане боролись с шишковистами. В 1811 появилась "Беседа любителей русского слова", в которую вошли околовсяческие словенофилы (не путать со славянофилами) - упомянутые Державин с Шаховским, Ширинский-Шихматов, Хвостов, а главным был, естественно, Шишков. На собраниях они торжественно рассаживались по чинам, страдали бюрократией - в общем, беседовали о своей любви к русскому слову. В 1815 Шаховской написал комедии "Липецкие воды" и "Новый Стерн", в которых постебался над карамзинистами и нарвался: те объединились в "Арзамас" и поставили себе целью борьбу с устаревшими литературными вкусами и традициями. Вместо бюрократии у них была шуточная масонская эстетика с колпаками и партийными кличками, взятыми в основном из баллад Жуковского. На каждом заседании поедали гуся, делились поэтическими опытами и вообще весело проводили время. Жуковский, Пушкин и его дядя Василий (тоже Пушкин), Вяземский, Батюшков и многие другие. Полемика этих двух кружков гордо называлась "войной на Парнасе" и продолжалась до 1816, когда "Беседа" приказала долго жить. "Арзамас" потерял смысл своего существования. Сначала они решили издавать журнал и даже составили план, однако на этом всё и закончилось. Тут будущие декабристы Муравьёв и братья Тургеневы попытались сделать из "Арзамаса" "серьёзную организацию", как выразилась, так сказать, Прохорова. Серьёзной организации из этого сборища не получилось (см. басню Крылова "Квартет"), и в 1818 "Арзамас" развалился, а члены его разъехались из Петербурга в разные стороны.

Итого:

"Беседа" шишковистов: бюрократия, обрядовость. Считают себя преемниками классицизма, борются за чистоту русской речи и против реформы Карамзина. Шишков, Державин, Шаховской.

"Арзамас" карамзинистов: весёлая тусовка с элементами буффонады. Цель - воспитание вкуса, борьба с устаревшими традициями. Реформа Карамзина - модернизация языка путём разумного заимствования (которое по факту и так уже произошло в светских салонах). Жуковский, Вяземский, Батюшков, Пушкин, Блудов, Дашков, будущие декабристы типа Тургеневых или Муравьёва.
2) Поэма Пушкина «Медный всадник».

Краткий пересказ поэмы:

Вступление: на берегу пустынных волн стоит Он, смотрит на убогие хижины финских рыболовов и думает грозить отсюда шведу. Следующий кадр: 100 лет спустя. Пышный город, сады, дворцы, толпы кораблей в порту, парады на Марсовом поле, пьянки с шипучим вином, Пушкин, пишущий свои стихи во время белых ночей. Крысота.

Часть первая: бедный петербуржец Евгений думает о своей прекрасной невесте по имени Параша. Думает, в частности, то, что из-за непогоды снимут мосты, и он не сможет с ней встретиться ближайшие несколько дней. Потом думает, как они поженятся, он поступит на службу, и будут они жить долго и счастливо. Тут подул ветер, и река обратилась вспять. Народ сначала стоял на берегах и глазел, а потом вдруг взял и поплыл. Царь Николай печально смотрит с балкона Зимнего дворца на плывущие по улицам лодки и гробы с размытого кладбища, его генералы плавают на лодках и спасают людей, а Евгений сидит в позе Наполеона верхом на статуе льва и смотрит в сторону Парашиного домика. Рядом стоит конная статуя Петра Великого работы Фальконе и тоже куда-то смотрит.

Часть вторая: едва наводнение закончилось, Евгений нанимает лодку и отправляется к своей невесте. Приехав, не находит ни Параши, ни дома. В это время мусор с улиц быстро убрали, торгаши открывают свои лавки, графоман и шишковист граф Хвостов "уж пел бессмертными стихами несчастье невских берегов", а Евгений сошёл с ума и стал бродить по городу. Спал на пристанях, питался милостыней, бывал бит мальчишками и кучерами и жил так несколько месяцев, а в это время в его доме поселился какой-то поэт. Однажды во время прогулки Евгению показалось, что он тут уже был. И вправду: те же мраморные львы (см. "Итальянцев в России"), тот же кумир на бронзовом коне. Тут мысли Евгения прояснились, и Пушкин пишет все эти знаменитые слова про "ужасен он в окрестной мгле!" и "куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?". Прояснились мысли, как видно, не до конца, ибо дальше он храбро посмотрел "на лик державца полумира" и обратился к нему, словно к Лужкову: "Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!..". После чего убежал. И бегал по Питеру всю ночь, а за ним вроде бы гонялась эта статуя. Почему не догнала и не покарала - вопрос открытый. Более того, к утру она оказалась на своём законном месте, и Евгений с тех пор всякий раз снимал картуз и опускал глаза, проходя мимо Медного Всадника.

Последняя строфа: маленький островок где-то в Финском заливе, куда иногда приплывают рыбаки. На островке находят занесённый туда во время наводнения дом (угадайте, чей), а у порога - не совсем живого Евгения. "И тут же хладный труп его похоронили ради бога". Вот и сказке конец.

 

Прохорова называет МВс вершиной пушкинских размышлений о власти. Поэма не столько об образе Петра (во избежание лишних вопросов к автору есть одообразное вступление-панегирик), сколько о цели и средствах. Пушкин не даёт однозначной оценки, он просто показывает трагедию Евгения и в то же время восхищается деяниями Петра. Кроме того, это урбанистическая поэма о Петербурге. Феномен петербуржского текста (потом вылезет у Гоголя, Достоевского и компании): европеизированная столица, построенная по рационалистическому плану, но вопреки законам природы и совершенно антирационально. Пётр почти уравнивается с Творцом ("стоял _он_, дум великих полн"). Евгений оказывается той ценой, которую Россия платит за петровские преобразования и за столицу "под морем". Вся поэма, кроме вступления, выдержана в тоне не панегирика, а скорее рассказа о печальном событии. Образ маленького человека - редкость для лироэпического произведения. В "Шуриках" есть статья Красовского, которая больше исходного произведения в несколько раз. В этой статье происходит обсасывание сэлементами расчленения, и в результате мы видим три смысловых плана произведения: 1 - исторический (рассказ о наводнении), 2 - условно-литературный (урбанистическая поэма, "петербургская повесть" о несчастном человеке) и 3 - легендарно-мифологический (оживающий "кумир на бронзовом коне" - воплощение грозного царя, Нева постоянно сравнивается со зверем, с бунтом, с ворами и с разбойниками). В поэме много параллелей - композиционных и смысловых, - крутящихся вокруг образов Петра. Пётр помышляет о государственных делах - а Евгений думает о скромном счастье с Парашей; Пётр восседает на коне, протянув руку, а Евгений сидит рядом на мраморном льве, скрестив руки на груди. Противопоставление Петра-реформатора и Петра-тирана. Кроме того, у Евгения, в отличие от "кумира на бронзовом коне", есть сердце и душа. Ещё отмечается любовь Пушкина к образам роботов-убийц (см. "Каменный гость"). И конечно же, идеологически верная критика не может не отметить сцену бунта маленького человека против большой чугунной статуи. Приводится, правда, мнение, что это никакой не бунт, а пробуждение исторической памяти. То, что происходит дальше, - проявление конфликта человека и власти. То, что погоня статуи за человеком абсолютно ничем не заканчивается, символизирует неразрешимость этого конфликта. А то, что конфликт выведен в мифологическое пространство (там ведь статуи скачут), подчёркивает его фундаментальный характер.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 699. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия