В. Г. Белинский о Жуковском как о первом русском поэте-романтике
Анализу поэзии Ж посвящена часть статьи второй из цикла «Сочинения Александра Пушкина». В этой статье Б рассматривает литературный путь от Карамзина до Пушкина, упоминая Ж и Батюшкова как самых важных представителей эпохи Карамзина. Также он объясняет, что вообще такое романтизм, прослеживая его развитие от античности и Средних веков до нового времени, т.е. XIX века. Сфера романтизма – это «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией». В основе романтизма лежит мистицизм. Ж, в понимании Б, первый русский поэт-романтик. В этом отношении Б полемизирует с Полевым, который видит первого русского романтика в Пушкине. «Ж проложил себе собственный путь, в котором не было ему предшественников; муза Ж возросла и воспиталась на почве, в то время никому из русских неведомой и недоступной». Романтизм нового времени появился под влиянием романтизма средних веков, но в России средних веков не было, и не могло быть самобытного романтизма. Тем больше заслуга Ж. Он ввел романтизм в русскую литературу путем подражания и заимствования. Благодаря ему для русского общества стала не только доступна, но и родственна романтическая поэзия средних веков и романтическая поэзия начала XIX века. «До Ж никто на Руси и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшей его биографиею». Ж внес в поэзию автобиографизм, личные переживания становились лирическими переживаниями, и в этом новаторство. Его поэзия была «куплена им ценою тяжких утрат и горьких страданий». Ж способствовал появлению нового жанра в русской литературе – жанра баллады. Хотя Б неточен, говоря, что Ж начал свое поэтическое поприще балладами, именно баллады принесли Ж известность. Не случайно Батюшков называл Ж «балладником». Осознавая роль Ж в русской литературе и признавая его огромное влияние на Пушкина (сравнение с морем и реками, которые в него впадают), Б все же видел в его произведениях недостатки. Например: «Любовь играет главную роль в поэзии Ж. Но… это не любовь, а скорее потребность, жажда любви, стремление к любви, и потому любовь в поэзии Ж – какое-то неопределенное чувство». Хотя чувство в поэзии Ж играет главную роль, нет живых образов. Кроме того, Б считает, что у Ж нет русских национальных элементов, как бы тот ни стремился их передать. Также Б говорил об односторонности поэзии Ж.
|