Баллады Жуковского («Людмила», «Светлана»). Стремление к национальному колориту. Поэтика мистического, таинственного и чудесного
Широкую известность Ж принесли баллады. Над жанром Ж начал работать в 1808 году. Ж. стремился создать оригинальную «русскую балладу со счастливым концом». Он начал этот жанр и утвердил его в России. Под балладой подразумевали краткий рассказ о любви, большей частью несчастной; могилу, крест, привидение, ночь, луну, иногда домовых, ведьм и т.д. В балладе Ж был более глубокий философский смысл. Баллада – народная песня в средние века, прямое выражение романтизма. Первой балладой, которая привлекла внимание общественности, была «Людмила». Подзаголовок – «русская баллада». Б: «Для русской публики все было ново в этой балладе. Стихи, которыми она писана… не могли не удивить своей легкостью, звучностью, а главное – своим складом, совершенно небывалым, новым и оригинальным». Это романтическое произведение в духе средних веков. Романтизм был не только в сюжете, но и в «фантастическом колорите красок», т.е. в описаниях природы. Ж пытался сделать балладу «русской». Он изменил имя героини с Леноры на Людмилу, перенес действие на Русь, придал обстановке некоторые исторические черты (рать славян, дружина, Литва – связь с военными действиями). Иногда вводит народные выражения (борзый конь). Но это не сильно помогло, да и новаторство не в этом, а в новом романтическом мире. Затрагиваются темы любви и смерти, но не в надежде на счастье, а в полной безнадежности, «небо к нам неумолимо». «Светлана» (1808-1812), была признана шедевром, Ж назвали «певцом Светланы». В этой балладе Ж лучше передал народный колорит. Он постарался показать обычаи русского народа: гадания в ночь перед Крещением (они лишь упоминаются, а не описываются подробно). Ему важна не этнографическая точность обряда, а новые средства для создания национального колорита, связанные с фольклором и песенно-сказочной традицией: метель, церковь, сани, поп, Спас, пурга, снег. Зима также является образом, связанным с русским колоритом. В балладе присутствуют просторечные слова («вынь себе колечко»). Романтизм этой баллады в фантастике и мистике. Правда, все фантастические элементы являются частью сна героини. Тема судьбы и нравственного выбора человека (баллады, «Теон и Эсхин») Б считал «Теона и Эсхина» одним из самых романтических произведений Ж. «На это стихотворение можно смотреть, как на программу всей поэзии Ж, как на изложение основных принципов ее содержания». В «Теоне и Эсхине»Ж. сопоставляет две жизненные позиции, две философии, два нравственных выбора. Основная тема произведения – противопоставление «нетленных благ» и «изменяющих». Эсхин – эпикуреец, искатель жизненных благ: роскоши, славы, веселья. В конце жизни его не покидает уныние – величайший грех. Теон придерживается философии стоицизма, которая соответствует философским воззрениям самого Ж. Главное в жизни – это нетленные, вечные ценности, которые нам будут даны «там», а не преходящие земные наслаждения. Любовь и сладость возвышенных мыслей – вот в чем счастье жизни. Это умудренный жизнью романтик, для которого нет противоречия между идеалом и действительностью. Точно так же мы можем противопоставить Людмилу и Светлану. Людмила пожелала смерти и получила ее. Но неверие в загробную встречу привело героиню к тому, что они соединяются не в вечной жизни, а в вечной смерти, в гробу. «Верь тому, что сердце скажет» - призывает Ж. «Сердце верить отказалось», - говорит Людмила. Героиня изменила романтическому миропониманию, романтическому идеалу. Это и привело ее к гибели. Светлана не возроптала на провидение и поэтому обрела счастье. Она стоически отнеслась к жизненным испытаниям, была готова терпеть горе, и была вознаграждена. Но идейный смысл не сводится к этой простой морали. Ж. верит в вечность любви и счастья, условием чего является верность до гроба и за гробом. Любовь торжествует над смертью – вот романтическая идея баллады. Своеобразие патриотической лирики времен войны 1812 г. («Певец во стане русских воинов») Как пишет Б, наиболее оригинальными произведениями (не подражаниями) являются патриотические стихотворения Ж.. Тем не менее, их дух полностью соответствует XVIII веку, в котором все было возвышенно и имело элемент дидактики, не вносило ничего нового. Б считает эти произведения Ж самыми слабыми. В «Певце во стане русских воинов» он не увидел в них жизни, чувства, движения, свободы. Нет даже чувства современной действительности, хотя действие происходит в современности. Вместо ружей – стрелы, мечи и щиты, певец похож на скандинавского скальда. «Певец» сочинен в Тарутине, в обстановке военного бивака. Был очень популярен еще до выхода в печать. Это образец русской гражданской поэзии, но в нем нет ничего от романтизма. Ст-е связано с традициями одической поэзии. Это нашло отражение и в высоком патриотическом пафосе, и в славянизмах. Но есть и черты элегии (место, где певец пьет за любовь и вспоминает чью-то погибшую жену, которая и в небесах любит мужа).
|