Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского
Начиная свой творческий путь как подражатель и переводчик европейских романтиков, Ж во многом усвоил те черты романтизма, которые были присущи их творчеству. 1). Самое большое значение имеют чувства, жизнь сердца. В основе романтизма лежала идеалистическая философия, согласно которой дух превосходил материю 2). Романтиков не интересовала окружающая действительность. Стихотворения посвящены исследованию чувств: автора или героев. Поэзия подчеркнуто эмоциональна. 3). Высшим существом для романтиков являлся творец, художник. Ему открыты высоты человеческого духа. (Не случайно в элегиях Ж лирический герой – юноша-певец). 4). Для романтизма характерен необычный герой с богатой внутренней жизнью, ярким воображением. Это сильный, страстный человек, часто одинокий и обреченный на непонимание. 5). Романтики не воспринимали окружающую действительность и не обращались к ее исследованию. Писали об идеальном поэтическом мире. Бегство от действительности было возможно в мир фантастики и мистики, в мир прошлого (но идеализированного), в географически удаленные государства (на Восток), использовался фольклор. Лотман: «Поэтический мир романтического произведения был абстрагирован от реального быта, окружающего автора и его читателей. Если явления быта и вводились в текст, то это был чужой быт: экзотический быт других народов или старинный быт своего мог восприниматься поэтически». 6). Смысл романтических произведений – общечеловеческие ценности, историческая конкретика не важна. 7). Романтизм обусловил развитие жанров элегии, романса, послания, поэмы. Особенностью романтической поэзии Жуковского был ее глубоко личный характер. «Жизнь и поэзия - одно», эти слова можно отнести ко всему его творчеству. Главными темами в творчестве Ж были тема любви, дружбы, природы. Любовь понималась им как таинственная связь двух сердец. Романтическая любовь, по словам Ж, привлекает душу «к одному предмету», который удаляет ее от всех других», т.е. поглощает человека. Это духовное родство. Творчество Ж элегично, т.к. любовь, которую он воспевает, (Б) «питается грустью и без грусти имела бы чем поддержать свое существование». «Мы слышим в поэзии Ж стоны растерзанного сердца, видим слезы по несбывшимся сладостным надеждам». Скорбь и страдание – основные элементы романтической поэзии, и особенно у Ж. Дружба – святой союз, сопровождающий людей до гроба. Природа – одушевленное существо, изображается Ж глубоко эмоционально. Природа так же чувствует, как человек, она переживает. Является «зеркалом души» лирического героя, он переносит свои чувства на жизнь природы. Изображаемая Ж природа – романтическая природа, живущая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения. Также для творчества Ж характерен мотив памяти, воспоминаний. Жить для Ж – значит помнить. Связь времен, эпох, прошлого, настоящего и будущего очень важна. Основная идея романтизма Ж – романтическая идея двух миров. Особенности поэтического мышления и образного строя его поэзии. Жанр элегии («Сельское кладбище», «Вечер», «Море») Элегия – это жанр, в котором есть философские размышления, слышится выражение скорби, печали, разочарования, присутствуют мысли о прошлом, воспоминания. Элегия как жанр относится к медитативной лирике. «Сельское кладбище» (1802) – первый опыт Жуковского в жанре элегии. Перевод элегии Грея. Начинается характерным для «эпохи чувствительности» пейзажем: туманный сумрак, луна, темные вязы, сова. Поэт пришел на сельское кладбище, есть социальная тема. Равенство всех перед лицом смерти, скромный труд почивших селян, таланты, зарытые в землю из-за простоты жизни – вот предмет размышлений поэта. В конце элегии возникает образ сентиментального поэта, который найдет в могиле «приют от всех земных тревог». В элегии «Вечер» (1806), наиболее значительной для раннего периода творчества Ж., отразился внутренний мир поэта. Есть автобиографизм: узнаются черты Мишенского, расположенного на берегу Оки. Бытовая конкретика отсутствует, поэтические образы условны. Этот романтический пейзаж – открытие Ж. Основное содержание элегии – природный мир, он дается в единстве с настроениями, чувствами героя. Элегия начинается лирической картиной вечера. Лирический характер передается пейзажу с помощью восклицаний («Как тихая твоя гармония приятна!»). Природа не только порождает эмоциональный отклик, она рождает мечты, воспоминания, мысли. Движение природы от вечера к сумеркам совпадает со сменой настроений поэта. Поэт вспоминает о «священном круге» друзей, о своем призвании, о близкой смерти. Душевное состояние поэта передается природе. Вечер – с одной стороны время суток, с другой – вечер может пониматься как вечер жизни человека, предчувствующего свою близкую кончину, думающего о смерти. Основная идея элегии – вечно значимые гармония, творчество, красота природы, дружба – вечные ценности. В «Вечере»Ж соединяет и романтические тенденции, и сентименталистскую подоплеку. Главное художественное открытие, которое сделал в элегии Ж., в утверждении биографизма как основы лирической поэзии. Но при этом лирическая биография не одно и то же, что обычная биография. В третьей части стихотворения Ж. «поет светило возрожденья», но думает о смерти. Мысль о конечности земного бытия не покидает романтика. Ощущение неизбежности смерти, стоическое отношение к жизни. Уже в этом стихотворении мы видим элегическую сущность творчества Ж. «Меланхолия», которая у сентименталистов превратилась в условно-литературный шаблон, у Ж стала реальным психическим состоянием. Элегия «Море» (1822) кажется на первый взгляд лишь пейзажной зарисовкой. Но в пейзаже нет конкретики. За морским пейзажем у Ж скрывается символ. Море, тянущееся к небу, так же как и человек не может существовать без того, что выше его. У Ж море – бездна, душа человека – тоже бездна. Человек тоже тоскует в разлуке с высоким, небесным. Море безмолвно, так же как и человек, подчас не может выразить свою душу, чувства. Море воздействует на поэта, а поэт наделяет природу жизнью. Концепция двоемирия.
|