Тема Петра 1 в творчестве Пушкина. Незаконченный роман «Арап Петра великого»
Пушкин ценил и любил Петра 1. именно на него как на образец подражания указывал он Николаю 1 в своих лирических произведениях (Стансы). Именно его чуть идеализированный образ мы видим в поэме Полтава, где Петр – веселый и уверенный в себе полководец, властитель обширных земель, знающий о понятиях долга и чести, милостиво и справедливо управляющий своим народом. Не отходит он от своего восхищения российским царем и в романе «Арап Петра Великого». Роман писался в течение двух лет (1827-1829) и так и не был дописан. Помимо того, что роман связан с любимой темой П. – Петра, так он еще и затрагивает семейственные предания рода Пушкина. Дядя мамы Пушкина был Иван Абрамович Ганнибал. А главным героем романа является Ибрагим Ганнибал – арап, отправленный Петром во Францию, чтобы вернуться оттуда патриотом-преобразователем. Краткий пересказ: Ибрагим заканчивает парижское военное училище, становится капитаном артиллерии, принимает участие в Испанской войне, влюбляется в графиню Леонору. Она отвечает ему взаимностью. Она жената, но это не мешает ей и Ибрагиму любить друг друга. Скоро у нее рождается чернокожий ребенок, они его прячут и подменяют другим. Но слухи ползут в обществе. Ибрагим получает письмо от Петра 1, типа приезжай или оставайся – сам решай, но я скучаю. Ибрагим подумал, что Леонора может и разлюбить его, да и долг зовет. Так, несмотря на свою сердечную привязанность все же возвращается в Россию. Ибрагим сравнивает Россию и Фр и делает выбор в пользу Р, говоря, что Фр – общий вихрь веселых забав, а Р – это мастерская, где каждый работник подчиненный общему порядку, занят своим делом. Ибрагим становится на сторону Петра и помогает ему строить новую Россию, он удивляется царю, такому прекрасному и деятельному. Отчетливо противопоставлены герцог Орлеанский, жаждущий наслаждения и пребывающий в растерянности, и Петр Великий, государь «Высокой души», «вечный работник на троне». Тем временем Ибрагим едет на ассамблею и там танцует с молодей девушкой Наташей, папаша которой ненавидит все заграничное, а тех, кто оттуда приезжает зовет «вертопрахами». Петр1 решил сосватать Ибрагима за Наташу, чтобы его развлечь. Ибрагим подумал: а почему нет? Все равно ему рассказал один чел, что Леонора уже нового любовника завела. Петр поехал к отцу Наташи Гавриле Афанасьевичу и рассказал свой мегаплан. У того волосы дыбом встали, но он виду не подал (дочь за негра отдать???!!!), мол, на все воля царя-батюшки. Наташа все услышала и упала в обморок. Она явно придерживалась непрогрессивных взглядов и была к тому же расисткой, решила, что лучше умереть. Тем более любила Валериана, сироту, которого ее отец пожалел и воспитал в своем доме. Валериана в армию загребли два года назад, но он взял и вернулся. И на самом интересном месте все закончилось... Я что-то не могу нигде ничего найти про образ Петра, поэтому вот вам мой наблюдения. Петр в романе очень деятельный и веселый, простой, человек широких взглядов. Когда арап приезжает, то видит, что Петр работает с князьями, слушает их доклады и отходит ко сну только когда проверит по записной книжечке, все ли он сделал на сегодня. Постоянно чем-то занят. Например, когда из Франции приезжает Корсаков (кст, этот парень – образ презренного вертопраха, который считает, что Россия –страна дикарей, а сам он в реале болван неуклюжий и тупой, зацикленный на шмотках) то представляется царю на корабельной верфи, где царь лично лазит по мачтам и все проверяет. Потом на ассамблее, благодаря Петру, все красивые и культурные, так что этот самый Корсаков не может поверить, как все изменилось. Петр не все иностранное перенимает без оглядки: всякого разврата не терпит. Например, Петр сам любит одежду попроще, изысков не любит и даже высмеял Корсакова за его вельветовые штаны. Еще он запросто может завалиться ко всяким вельможам, потребовать анисовой водки и щей. Пушкин точно любит Петра: вот хотя бы вот эпиграф к роману: «Железной волею Петра преображенная Россия». Но надо сказать, что образ Петра изменился потом, особенно в «Медном всаднике». Здесь Пушкин видит в Петре «мощного властелина судьбы», который сумел подчинить себе стихийную мощь России, но в то же время он уздой железной Россию поднял на дыбы. Поэт признает волю и творческий гений Петра, обернувшийся железной уздой, вздыбившей всю Россию. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти, освобожденной от человеческого начала. Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что гос. власть и человек разделены бездной. Уравнивая все сословия одной «дубиной», усмиряя человеческую стихию России, Петр хотел превратить ее в покорный и податливый материал. Евгений должен был стать воплощением мечты самодержца о человеке-марионетке, лишенном исторической памяти, забывшем «родные предания», и своих предков.
|