Вика 1) Лит. развитие начала 19 века: традиции и новые тенденции. Общая характеристика творчества поэтов-«радищевцев» А.Е. Измайлова, В.А. Озерова
По Измайлову найти материал не удалось. Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные тоже не отстают и с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны. Самые хитовые жанры лит-ры: издыхающий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В начале 19 века меняется тип литератора. 18 столетие знало литератора-философа, социолога, моралиста, для которого литература оставалась все же главным занятием (Фонвизин, Муравьев). Оживление социологической и филологической мысли в начале александровского царствования приводит к появлению типа ученого, социолога, занимающегося литературной деятельностью. Образовавшееся в 1801 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» объединило литераторов именно этого рода (сначала под названием Дружеского общества любителей изящного). Передовые члены – Дмитриев, Востоков, Остолопов, Иванов, Тербенев, Пнин, Попугаев, Радищев и еще куча всяких членов. Попугаев: «Предметом упражнений своих избрало общ-во словесность, науки и художества с целью взаимно себя усовершенствовать в сих отраслях способностей человеческих». Поэтические и беллетристические опыты Пнина и Попугаева – наиболее видных деятелей общества, - как правило, неоригинальны и прямо зависят от господствующих сентиментальных и преромантических веяний; самые же значительные их труды - «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1801), «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) Пнина, «Негр» (1804) и «О благоденствии нар. обществ» (1807) Попугаева – являются, по существу, учеными или публицистическими сочинениями, поднимающими проблемы социального статуса «незаконных» детей, просвещения, крепостного права. В пнинском «Опыте о просвещении» фишка шла про причину обществ. зла – невежество и светлое будущее просвещения. Последнее Пнин понимал «в том, когда каждый член общ-ва совершенно знает и исполняет свои должности». Далее Пнин гонит на деспотизм – типа власть должна не повелевать, а управлять, т.е. соблюдать правосудие, соблюдать законы и охранять просвещение, и все такое. Книгу, кстати, запретили. У Попугаева в «Благоденствии анр. обществ» тоже наезды на крепостное рабство и соц. неравенство Даже самый крупный поэт Вольного общества – А.Х. Востоков – входит в русскую культуру более всего своими филологическими работами. Тенденция к сокращению философии, социологии и литературы воздействовала и на шкалу эстетических ценностей, проблематику, жанровую систему, на саму поэтику. Вольное общество ориентировалось на умеренное, или левое, крыло французского просветительства – Монтескье, Мобли, Рейналя - и их социально-философские идеи, созвучные настроениям передового дворянства России, клало в основание литературного творчества. Все это предопределяло выбор тем и их освещения: антикрепостническая направленность, антитиранические мотивы; деизм просветительского толка окрашивал и целую серию философских од. Художественная проблематика произведений общества найдет свое продолжение в социальном дидактизме гражданской литературы 20-х годов. В стихах членов общества можно увидеть прямое предвестие тем и даже языка поэтов-декабристов – культ «поэта-гражданина», систему «слов-сигналов». Это была поэзия мысли, но мысли просветительской и преимущественно ориентированной в область социальной философии и политики. Просветительские идеи выражались в периодических изданиях, издаваемых обществом и связанных с ним – альманах «Свиток муз» (1802 - 1803), жур. «Периодическое издание общ-ва любителей…»(1804 – вышел только один номер), жур. «Северный вестник» (1804 - 1805), «Журнал рос. словесности» (1805), «Санкт-Петербургский вестник» (1812) и др. В журналах рядились все на те же темы крепостного права, гос. устройства и просвещения. Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение. Владислав Александрович Озеров (1769 - 1816). Сентиментализм был одним из основных жанров рус. лит. начала 19 века. Его фишки – интерес автора к личности, характеру человека, его внутр. миру, стремление показать обыденную жизнь, обогащение худ. средств раскрытия внутр. мира людей, выражение авт. индивидуальности, разработка нового худ. языка, новых средств и приемов словесного выражения. Герои – простые люди. Проникает сент. и в драматургию, на сцене появляется туча сент. драм, где авторы сочувствуют страданиям простых людей, и соц. конфликты разрешаются победой великодушия и чувствительности, сближающих героев разл. соц. положений. Центральным жанром классицизма была трагедия. Вершинной точкой ее развития было творчество Княжнина, затем начался упадок этого жанра. Но спас ее просочившийся и туда сент. Именно на фоне этого упадка трагедии Озерова явились как мгновенная и очень яркая вспышка; головокружительный успех «Эдипа в Афинах» (1804), «Фингала» (1805), «Димитрия Донского» (1806) и последующая неудача «Поликсены» (1808) были потрясением и для самого драматурга, во многом определив и его личную судьбу – душевную болезнь – и последующую «легенду об Озерове» как жертве зависти и интриг. Озеров начинал как ученик Княжнина, но успехам свои он был обязан как раз отклонениям от драматургической системы своего учителя: он ослабил действие, сделав трагедию статичной, и перенес центр тяжести на монолог, причем не трагический, а лирико-элегический. Творчество Озерова знаменовало конец, или точнее перерождение классической трагедии. По Белинскому: несмотря на дарование, ярко-замечательное, он был результатом направления данного русской литературе Карамзиным. В трагедиях Озерова преобладающий элемент – сентиментальность. По форме же они – сколок с французской трагедии. «Эдип в Афинах». Сюжет Софокла переломляется через сентиментальную переделку франц. драматурга Дюси. Царь Эдип у О. – чувствительный отец, невинно страждущий и гонимый, готовый плакать и прощать. Но сильная и священная власть добродетели в самой себе несет утешение, так что гнев богов обрушивается на гонителя невинных Креона. «Фингал». Сюжет спионерил у Оссиана, но при этом заставил своих героев подробно в духе сент. излагать свои чувства, суровую дикость героических характеров Оз. знаменит обильными розовыми соплями сентиментализма – чувствительностью и меланхолией, оттесняя на задний план героику битв. У Оссиана Оззи приколола суровая обстановка и мрачный северный колорит. «Димитрий Донской». Основное внимание уделено личным разборкам Димы Донского и князя Тверского, кот. не могут поделить новгородскую княжну Ксению, и в принципе драка с татарами на Куликовом поле – из-за нее, родимой. Шоб жизнь медом не казалась, Оззи притаскивает девку накануне боя в стан русских воинов, что на хрен расстраивает всю их предбоевую подготовку и грозит полным абзацем всему войску, кабы не самоотверженность героев, сумевших сжать потенцию в кулак и подумать о гражданском долге. После победы над татарами впечатленный достоинствами Димы князь Тверской отказывается от бабы в пользу героя. Мудик. Исторической верности здесь нет ни в подробностях, ни в характерах, за что Оззи раскритиковали все подряд от Вяземского до Пушкина. Но публике понравилось, особенно во время наполеононенавистничества. Главное завоевание драматургии Озерова – ее глубокий психологический анализ. Но он так и не решился окончательно порвать с трад. формой классич. трагедии, с условностями в изображении характеров и александрийским стихом, а в изображении характеров не освободился от условности и односторонности сентиментализма. Это выдвигало перед русскими драматургами новые задачи, не решенные драматургией Озерова.
Совсем немного и кратко про Измайлова: Измайлов (Александр Ефимович, 1779 - 1831). "Бедная Лиза" Карамзина вызвала большое количество подражаний. Сложился своеобразный жанр сентиментальной повести, например, "Бедная Маша" (1801) А.Е.Измайлова (где встречаются понимание и развитие лучших тенденций прозы Карамзина). Герои и окружающие их лица нарисованы довольно жизненно. Любопытен образ свахи, отличающейся большой бытовой верностью. Метко схвачены в повести некоторые черты быта. Однако реалистические тенденции не нашли развития в повести, и она заканчивается сентиментально-мелодраматическим описанием смерти героев. В 1799 он написал роман «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (учтите, это был отрицательный персонаж, и звали его Евгением Негодяевым – можно приплести насчёт того, что у Пушкина неслучаен подбор имён героев в «ЕО» – народная и незабитая «Татьяна» и обычно изображающийся отрицательным «Евгений»), где он описал похождения отъявленного морального урода. Но при этом он очень чётко описывал некоторые бытовые моменты, за что его уважали реалисты. Потом стал писать басни, не такие и хорошие, но про быдло и низшее сословие, с омерзительными и отвратительными подробностями. Кроме заимствованных и общих баснописцам всех народов, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специально русские темы. В них и сказалась особенность его дарования - какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму, что и заставило современников называть его "писателем не для дам", а критиков, искавших двойников русским писателям в западной литературе и западном искусстве, - российским Теньером 2-м (1-й Теньер - Нарежный). Позже стал издавать журнал "для дам", где публиковал всякий бред, задерживал выпуски, пропускал номера и вообще был отъявленным подонком и бездельником. А ещё после задержки номера оправдывался внутри в тексте от редактора в следующем ключе: "ну я же, типа, тоже человек, я вот запраздновался, с женой-детьми загулял, так что потому и выпускаю номер так поздно". Ну не скотина? Вспомните, как журналисты мечутся, чтобы успеть в дедлайн. Вот так.
1824-1826 – ссылка в Михайловское Творчество второй половины 1820-х гг. – сентября 1826 – начало сентября 1830 Хронологические рамки этого периода определены 2 событиями в жизни П. 1 - разговор с Николаем I в Москве 8 сентября 1826 года изменил его судьбу. П. был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, в 1827 году и в Петербурге. 2 – приезд в Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Между этими событиями 4 года. Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к тема Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава». В «Стансах» (1826) П. призвал Николая I быть во всем похожим на “пращура». Новый царь поразил поэта прямотой и готовностью к реформам. В 27-28 гг. П. испытал на себе коварство царя: у него требовали показаний по делам о распространившемся в списках отрывке из элегии «Андрей Шенье» 1825, озаглавленном «14 декабря», и об авторстве поэмы «Гавриилиада», написанной еще на юге. Политика «ласкового кнута»: царь великодушно миловал П. за литературные «грехи» молодости и обещал свое расположение, а через шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа выражал неудовольствие поступками П., мелочно придираясь и требуя от него безусловной лояльности. «Полтава» 28г. – единств. историческая поэма П. В ней представлена «героическая» концепция личности Петра I и Петровской эпохи. Подробнее о поэме в 27 билете, второй вопрос. Вторая половина 20-х – время создания многих лирических шедевров – высокий уровень творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в программных стихотворениях “ Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828) и “Поэту” (1830). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения “Воспоминание” (“Когда для смертного умолкнет шумный день...”), “Дар напрасный, дар случайный...”, “Предчувствие”, “Утопленник ”, “Анчар ” (все — 1828 г.), «Дорожные жалобы», «Жил на свете рыцарь бедный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (все - 1829 г.). Эти произведения отразили жизненный опыт поэта, круг философских вопросов, которые не переставали волновать его и в 1830-е гг. Лирика второй половины 1820-х гг. свободна от жанровых и стилевых ограничений. Лирическому слову “возвращен был его предметный смысл, и тем самым поэту дано невиданно острое орудие для выражения насущной, современной мысли” (Л.Я.Гинзбург). Осуществлению многих творческих замыслов Пушкина мешала суетная петербургская и московская жизнь. Поэт разрывался между светскими обязанностями и литературными делами, поездками и любовными увлечениями. С трудом продвигалась работа над заключительными главами “Евгения Онегина”. В жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей. В 1828 г. П. сделал предложение А.А. Олениной и получил отказ. В декабре этого же года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение, однако родители красавицы дали неопределенный ответ. В мае — сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ (Орел, Кубань, Кабарда, Ингушетия, Армения). Его итогом стали дорожные записи, изданные в 1836 г. под названием “Путешествие в Арзрум”. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н.Гончаровой. На этот раз оно было принято. А дальше можно только разобрать стихи, которые он в эту пору написал. Это в билете 14 (2) Например: Стихотворение “Поэт” — квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Поэт предстает в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается — это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать “божественный глагол”. Прежнюю жизнь он оценивает как “забавы мира”, людская молва его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в котором нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта: Душа поэта встрепенется,/Как пробудившийся орел. Он становится гордым, “диким и суровым”, то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. И т.д.
|