Социальная опасность вседозволенности
Кто оке спасет Россию? Кто одолеет империю зла? Достоевский, как никто другой в мире, высветил противоречивую суть развития нравственной личности: острейшие схватки добра и зла, веры и неверия, определенности и беепредела, самоограничения и вседозволенности. Он показал, что нельзя, подобно взломщику, врываться в духовный мир человека и насильственными мерами переделывать этот мир. Нравственный недуг исцелять надо воспитанием и самовоспитанием. В свое время Достоевский замышлял написать роман о детях, «единственно о детях и герое-ребенке». Роман о воспитании, «самообуздании и самовыделке». Глубоко веря в мессианскую роль России, он предсказывал трагические повороты в судьбе народа. А трагическое время всегда родом из детства. Сегодняшние истязатели, выжиги, воры, коррупционеры, садисты и развратники— вчерашние дети, невинные, добрые, мечтательные. Блуждая по краю, «до гробовой доски оставаясь в неверии и сомнениях», Достоевский все же не верил в то, что Настанет год, России черный год <...> Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон, Когда чума от смрадных мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел. (М. Ю. Лермонтов) На вопрос: «Кто же спасет нас?» Достоевский отвечал: «Спасут женщины и дети». Своей смиренной любовью спасут. Как и Ильин, Бердяев, Вышеславцев и многие другие последователи русского гения, Федор Михайлович убеждал, что Россию выведут из кризиса любовь, свобода и добрые дела. Любовь к личности, помноженная на смиренномудрие, — самая могучая сила не только человека, но и страны, человечества. «Ею весь мир покорить возможешь. Смирение любовное — страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего», — говорит старец Зосима в «Братьях Карамазовых». Достоевский — реалист, потому и советует: «Выгоднее всего быть честным человеком! Выгоднее всего преодолевать вседозволенность: только так можно победить бесов в себе». Повсюду у Достоевского свободная нравственная альтернатива: брать силою или любовью? Авторитарность или авторитет? Мудрая власть или анархия безвластия? И не надо здесь лукавить! Не надо краснобайствовать! Преодолеть в зародыше империю зла можно лишь через воспитание, наполненное любовным отношением ко всему сущему: к песчинкам, растениям и животным, к искусству и ко всему содеянному, к близким и дальним: «Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь». Особенно любите детей, они безгрешны и живут для очищения наших сердец. Любить — значит побороть в себе гордость как верховное зло. Только через воспитание и самовоспитание можно создать свободолюбивый человеческий характер «всемирного боления за всех. Он хранит в себе будущее России...». Нет, об этом походя не скажешь — об этом надо создавать новую отечественную педагогику, на этих идеях строить новую или возрожденную общечеловеческую культуру.
|