Национальное и общечеловеческое
Существенное различие национальных педагогических систем я понял лишь тогда, когда столкнулся непосредственно с практикой воспитания в разных странах. Американ- ские дети и педагоги, например, замечали, что им больше импонируют дети России, чем, скажем, дети Германии. Казалось бы, одинаково трудолюбивы японские, американские и швейцарские дети, однако, когда присмотришься, их трудолюбие различно. И передать это различие трудно. Если я скажу, что немецкие дети педантичны и чересчур дисциплинированны, точно из них выбраны те живые соки, которые так и хлещут из маленьких американцев или скандинавов, это будет неточно. Если я скажу, что японские ребятишки острее чувствуют красоту заката или восхода солнца, лучше ориентируются в цветовой гамме красок, чем американские или русские, то это тоже будет не совсем так... Но что совершенно точно отметили дети разных стран, отдыхая в «Артеке», так это невероятную щедрость детей России. По щедрости души юные россияне стояли на первом месте. За ними следовали американцы. И снова я должен сделать оговорку: возможно, мои наблюдения не совсем точны. Щедрость души поощрялась и коллективизмом, который сегодня разрушается, и злобностью рынка, и крахом идеалов, и растерянностью, и развивающейся ненавистью к людям иных убеждений и верований. Мы обсуждали с детьми проблемы сегодняшних межнациональных распрей, мы не могли понять, почему же люди даже одной национальности, одной веры убивают друг друга. И пришли к выводу, что это — болезнь человечества. Сумасшествие. Затмение. Нам казалось, мы что-то открыли, когда сформулировали два основных греха человеческих, ведущих к войнам и самоуничтожению. Первый — сознание своей национальной исключительности и стремление любыми средствами утверждать эту исключительность. Второй — недооценка своих национальных достоинств и занижение своего национального статуса. Многие народы погибли из-за распрей, из-за чрезмерных претензий и амбиций. Гордыня — тягчайший грех и перед своим народом, и перед человечеством. Тогда один мальчик спросил: — А что плохого в том, что народ стремится к своей исключительности? Разве грешно считать свой народ самым лучшим? Мы стали размышлять. Сознание своей исключительности, но не в ущерб другим народам — вот истинная формула сотрудничества разных наций, условие единения на общечеловеческих началах. Однако и единство не самоцель, оно лишь средство для достижения величайших вершин, где главное — благо личности и благо семьи. Совместно с детьми мы сформулировали такие идеи. Цените достоинства своего народа. Помните, что вера в исключительность народного воспитания поможет вам лучше освоить общечеловеческие начала. Ищите родственное в воспитательной практике других народов. Задумайтесь над тем, почему Ушинский советовал перенимать швейцарский и американский опыт и воздерживался заимствовать французскую и немецкую методу обучения и воспитания. Любые бездумные заимствования чреваты утратой собственных достоинств. Стремясь обогатить свое воспитание достоинствами иноземных педагогик, мы должны постоянно задавать себе вопросы: в какой мере перенос той или иной культуры способен обогатить отечественный опыт? Не ломают ли заимствованные системы то доброе, что сложилось на родной почве? Одна из таких активно заимствуемых сегодня систем — вальдорфская педагогика.
|