Свобода или подражание
Возможно, вальдорфская школа — самое мягкое, доброе и честное явление современной педагогики. И все же давайте вникнем в основные позиции автора этой школы — Рудольфа Штейнера. Он делит воспитательный процесс на три этапа. Точнее, даже на четыре. Первый — до зачатия, когда сущность ребенка как бы пребывает в высших иерархиях, как бы в самих социальных организмах будущих отцов и матерей. В этом дозачаточном периоде «ребенок жил внутри высших иерархий», т. е. был одним целым с теми, кто затем дал ему жизнь, следовательно, на втором этапе, выйдя в физический мир, ребенок продолжает составлять единое целое с окружающими его людьми. Его сущность обнаруживается и постоянно проявляется в привычке подражать взрослым. Это формирующая ребенка привычка, поскольку чем больше ребенок будет подражать, «тем эффективнее будет проходить воспитательный процесс». Отсюда главная педагогическая задача валь-дорфской школы: «В будущем нужно будет обращать внимание на то, что ребенок — подражающее существо. Нужно будет при воспитании всегда отвечать на вопрос: как устроить жизнь ребенка, чтобы он мог наилучшим образом подражать окружающему? Обо всем, что происходило в отношении этого подражания в прошлом, в будущем должны будут спрашивать все интенсивнее и интенсивнее, все сознательнее и сознательнее. Потому что люди должны будут себе сказать: чтобы врасти в социальный организм, человек должен быть свободным. Свободным же становишься лишь тогда, когда вначале ребенком со всей интенсивностью подражаешь». Нетрудно установить, что такая позиция противоречит целям выдающихся педагогов прошлого — Коменского, Руссо, Песталоцци, Ушинского и, разумеется, большинства российских педагогов, ориентированных, по крайней мере, на сочетание подражания и самостоятельности. Подобную гиперболизацию подражательной детской активности мы ассоциировали с авторитарностью. Мы вслед за многими демократически настроенными педагогами прошлого твердили себе и усвоили великую истину, что ребенку надо давать в детстве максимум свободы, что личность развивается и становится личностью лишь тогда, когда, как бы переступая подражательный порог, восходит в сферу самостоятельных суждений и действий. Штейнер придерживается прямо противоположного взгляда, когда утверждает: «Люди не станут свободными существами, несмотря на все декламации и политические вопли о свободе, если в детстве не прививалась соответствующая сила подражания. Ибо лишь то, что в этом отношении прививается в детстве, может стать основой социальной свобо- ды». И так далее. Но вот что странно. Его исследователи словно бы не замечают этого явного крена своего учителя в авторитарность.
|