Абстрактное и конкретное
Мы привыкли общечеловеческими ценностями называть лишь этические максимы — любовь, свободу, красоту, добро. Действительно, это превосходящие, так сказать доминантные, ценности, определяющие цели и сущность процесса воспитания, которое мы понимаем как развитие умственных, эстетических, нравственных и других качеств. Умственное развитие и есть основа образования и как процесса познания истины, и как результата обучения. Развитие познавательных способностей детей, обогащение школьников способами освоения культуры — процесс многогранный, ибо захватывает такие явления, как чувственный опыт, интуиция, абстрагирование, мышление, решение познавательных задач, практическая деятельность, озарение, открытия. Вот мы и назвали основные дидактические ценности, которые не имеют государственных границ. И здесь мы готовы сформулировать главную альтернативу: либо дидактические ценности подчинены превосходящим этическим общечеловеческим максимам, либо они выводятся из каких-нибудь частных, пусть весьма существенных, направлений психической деятельности человека, например из диалектики абстрактного и конкретного или логики усвоения знаний, умений и навыков. Альтернатива может быть пояснена и на уровне здравого смысла: либо мы все бросим на то, чтобы протащить весь учебный процесс, всю личность через игольное ушко мышления, либо мы будем опираться на целостность личности, на ее способность душой и сердцем принимать решения во время психической или интеллектуальной деятельности. Итак, альтернатива выглядит так: либо мы за дидактику, выведенную из учения основоположников марксизма и их последователей, либо мы за теорию познания Вл. Соловьева, Бердяева, Лосского, Франка, Шестова, Вышеславцева, Ильина и др. К отечественным именам в мировой культуре примыкают такие выдающиеся философы, как Кант и Гегель, Ницше и Кьеркегор, Фрейд и Юнг, Макс Вебер и Тиллих и многие другие. Сегодня ранним развитием занимаются в русле тех дидактических ценностей, которые широко культивируются в начальной школе: развитые формы мышления, абстрагирование, освоение метода восхождения от абстрактного к конкретному, принижение роли интуиции, чувственного опыта, наглядности. В педагогике, как известно, сталкиваются различные позиции. Вот перед нами «Педагогический вестник» (№ 6 за 1995 г.). В статье развернуты различные взгляды на обучение в раннем детстве. Позиция В. Давыдова: «Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями: последние выводятся учащимися из общего и абстрактного, как из своей единой основы». Позиция противников Давыдова представлена концепцией педагога Н. Зайцева: «Принцип первый — от конкретного к абстрактному, или в более современной трактовке — от конкретно-образного к словесно-логическому. Абстракция опасна именно на первых порах обучения. Традиционные же методики с раатичной степенью изобретательности не могут уйти от поспешного ввода терминологии: согласные — гласные, звонкие — глухие, буквы — звуки, слоги. Если же взять наше пособие «Кубики Зайцева» для обучения детей чтению с двух лет (а можно и раньше!), то станет ясно, что мы отказались от объяснений, как и почему буквы бывают твердые и мягкие». Знаменитый математик Рихард Курант писал: «...От конкретного и частного через абстракцию снова к конкретному и частному — придает теории свой определенный смысл и значение».
|